Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Шекли Роберт

Письмо к Ю.А.Лебедеву от 10.10.05

Предисловие адресата

В России имя Роберта Шекли у людей моего поколения (или «тех, кому за 50»), всегда вызывает ностальгическую ноту памяти о молодости и временах, когда в недрах «соцреалистического сознания» прорастали идеи творческой свободы. Он никогда не был ни политиком, ни общественным деятелем. Просто он очень хорошо писал о вещах, которые по своему духу являются атрибутами свободного человека. Именно это и есть ЕГО главная заслуга. А то, что вместе с его книгами мы получали «глоток свободы» в тогдашнем нашем мире – это уже заслуга переводчиков, редакторов и издателей.
О значении для нас творчества Шекли уже написано много и будет написано ещё больше.
Здесь же я хотел бы рассказать о том, как Шекли стал «эвереттиком», т.е. вошел в то очень небольшое пока число людей, для которых физическое многомирие является важной частью мировоззрения.
Так получилось, что я оказался в числе участников Международной ассамблеи фантастики «Портал-2005» в апреле этого года в Киеве. Благодарю за это в первую очередь издательство «У камина» и Ольгу Бэйс, предоставивших мне эту возможность. Роберт Шекли также был среди участников.
Разумеется, 15 апреля на пресс-конференции я задал ему вопрос о том, как он относится к теории Эверетта. Оказалось, что никак – Шекли не знал о существовании такой теории. Подтвердил он это и в ходе короткой беседы в зале после окончания пресс-конференции. Потом Шекли должен был ехать на какую-то очередную встречу (кажется, на телевидение), но, к счастью для дальнейшего, машина задерживалась, и Шекли ждал ее на улице, раздавая автографы и фотографируясь со всеми желающими. Воспользовавшись такой возможностью, я снова обратился к нему с вопросом об Эверетте и предложением дать ему более подробную информацию о смысле идей этого американского физика. Наш разговор (я совершенно не владею разговорным английским) переводил редактор отдела иностранной литературы журнала "Реальность фантастики" Борис Сидюк. На этот раз Шекли согласился познакомиться с моими материалами, но сказал, чтобы я направил их Борису – у него с ним хорошая связь.
16 апреля вечером организаторы «Портала» давали заключительный банкет в связи с успешным выполнением программы и в честь юбилея Сергея Дьяченко. Банкет должен был состояться в ресторане гостиницы, где жили иногородние участники.
И вот, примерно за полчаса до начала банкета холл гостиницы «Пролисок» стал заполняться приглашенными. Совершенно для меня неожиданно оказалось, что и Шекли, живший, оказывается, тут же, уже вышел и тоже ждал начала. Разумеется, его тотчас окружили и буквально «разрывали на части», задавая вопросы, фотографируя его и фотографируясь с ним и даря свои книги и сувениры. И был этот людской водоворот весьма колоритен – одно перечисление имен известнейших у нас писателей-фантастов выглядело бы как именной указатель литературоведческой монографии о современной фантастической литературе. Пока вокруг Шекли шел «хоровод грандов», я успел подняться в номер и взять книжку - «Страж-птица» - чтобы получить автограф.
Надо сказать, что Шекли ничуть не смущался (он вполне привык к такому к себе отношению), был очень улыбчив, приветлив, и, если не прикуривал в данный момент очередную сигарету (а прикуривал он их практически одну от другой), предельно внимателен к каждому собеседнику. Для многих (как и для меня) прямое общение было невозможно из-за плохого владения английским. И тут выручала очаровательная Александра Зорич, взявшая на себя роль переводчика.
Именно этот факт оказался решающим для меня. Ведь если бы рядом с Шекли был Борис Сидюк, я вряд ли проявил такую бестактность – снова напомнить о себе, когда мне уже был указан канал связи через Бориса. Но Александра создала вокруг Шекли такую легкую атмосферу общения, что я решил попробовать получить «прямой доступ» к мэтру.
Я выбрал подходящий момент и снова заговорил с Шекли об Эверетте. На этот раз он отнесся к разговору настолько серьезно, что попросил дать материалы ему лично и вместо автографа написал на книжке свой e-mail. Более подробно обсуждать что-либо было нелепо – нас уже ждали накрытые столы и кто-то с тоской слушал мой монолог «о параллельных мирах», понимая, что с каждым моим словом у него уменьшаются шансы получить автограф мэтра…
По возвращении в Москву 19 апреля я написал Шекли письмо, где дал ссылки на англоязычные источники по эвереттике. Ответа не было. 3 мая я послал ему второе письмо с его фотографиями с «Портала». Ответа опять не было. И тут я узнал о той беде, которая приключилась с ним на Украине. Вместе со всеми я переживал перипетии этой драматической истории и с сожалением понимал, что вопрос о теории Эверетта вряд ли сейчас может занимать Шекли…
Летом я начал работу над своим эвереттическим романом «Три выбора» и несколько месяцев почти ни о чем другом не думал. Одним из героев романа является и Роберт Шекли. И после окончания работы, 9 октября, я, без особой надежды на успех, снова написал ему и напомнил о его апрельском интересе к теории Эверетта.
И 10 октября я получил ответ! Оказалось, что Шекли вовсе не забыл о наших киевских разговорах и уже настолько проникся идеями своего великого соотечественника, что тоже пишет эвереттический роман! Значит, мои апрельские письма он не только прочитал, но, даже будучи больным, увлекся эвереттикой столь глубоко, что на основании эвереттического мировоззрения начал свою новую литературную работу. Получается, что мы с ним в течение этого лета как бы заочно соревновались, ничего не зная о том, над чем каждый из нас работает! (Не считаю нужным оправдываться в возможно возникающем подозрении, что я как-то уподобляю свой роман неизвестному мне роману Шекли. О литературных качествах текстов судить читателю. Я же только подчеркиваю удивительную синхронистичность и однонаправленность наших с Шекли творческих усилий. А это – важная эвереттическая подробность).
После этого переписка продолжилась в режиме взрыва – 14 октября я написал ему 3 письма и получил 2. Но, как и бывает при взрывах, бурно начавшись, они быстро сходят на нет. На мое последнее письмо, где я, по просьбе Шекли, рассказывал о себе, ответа я не получил…
А потом я узнал, что Роберт Шекли снова госпитализирован и 9 декабря ушел из той ветви Мультиверса, в которой мы живем…
Я не знаю, о чем успел написать Шекли в своем последнем романе. Не знаю даже, удастся ли мне узнать когда-либо об этом в этой ветви Мультиверса, но верю, что есть такие его ветви, в которых мы с Бобом (так он просил меня обращаться к нему) предметно обсуждаем результаты наших эвереттических работ этого лета.
А теперь – текст письма в совместном с Павлом Амнуэлем переводе.


Дорогой Юрий!

Хочу сказать, что получил Ваш последний е-mail и прочитал его с большим интересом. Как Вы, возможно, знаете, были проблемы со здоровьем во время и после моей поездки в Украину, и я все еще выздоравливаю. Сколько здоровья (если говорить о возвращении к первоначальной норме) можно вернуть в 77-летнем возрасте, я не знаю. Для меня очевидно, что я уже никогда не буду тем человеком, каким был когда-то. Поэтому я упорно работаю, в соответствии с обстоятельствами и условиями, которые позволяет моя новая жизнь.
Просмотрев документы, которые Вы прислали, я вижу, что моя теперешняя жизнь - это своего рода эвереттовская вселенная, где нет очевидных физических изменений, но где я осознаю, что живу теперь в мире, существование которого раньше даже не мог себе представить. Единственное,что я могу делать, это писать. Это было постоянным смыслом всей моей жизни - и прежде, и теперь. Роман, который я пишу сейчас, мог бы стать хорошей иллюстрацией некоторых эвереттовских и других человеческих идей. По существу, это многомировое объяснение «нормальной» причинности. Я не хочу говорить об этом больше, потому что погружен в работу над книгой, и всякое обсуждение было бы для меня сейчас неоправданным вмешательством.
Я пишу Вам, чтобы поблагодарить Вас за усилия остаться со мной на связи. Я кружусь в линиях времени, и мое внимание к окружающему меня миру не так уж велико.
Читали ли Вы книгу Боба Толена и Фреда Алана Вульфа "Пространство-время и вне его"? Кажется, она является популярным представлением многих идей Эверетта.


С наилучшими пожеланиями,
Боб Шекли.