Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Ю.В.Никонов

Квантовоподобные закономерности алкоголь-зависимой функциональной системы

Делается попытка привлечения феномена распутывания квантовой операции для моделирования динамики патологического влечения к алкоголю (ПВА) в процессе становления ремиссии хронического алкоголизма. Наличие, интенсивность ПВА выявляется рядом опросников, тестом кратковременного (от 2-3 до 20 сек) воздействия паров алкоголя на обонятельный анализатор [1,2,3,4]. При проведении тестирования возможны три типа реакций-событий: появление ПВА, отсутствие ПВА, аверсия к алкоголю, которым соответствуют три типа физиологических реакций головного мозга. М.Ф. Тимофеевым [3] использовалась методика изучения реакции сосудов головного мозга на запах алкоголя среди больных алкоголизмом мужчин в возрасте от 30 до 48 лет. Контрольная и основная группы были обследованы методами реоэнцефалографии, самоотчета. Рассчитывался коэффициент межполушарной асимметрии (Кўас) после функциональной нагрузки и сравнивался с показателями при фоновом исследовании в процентах. По основной группе результаты исследования представлены в виде (Кас) – отношения Кўас при функциональной пробе к Кўас при фоновом исследовании (в процентах) в зависимости от времени (суток воздержания от алкоголя). По мнению М.Ф. Тимофеева у больного алкоголизмом формируется алкоголь-зависимая функциональная система (АЗФС), которая запускается в действие как экзогенными, так и эндогенными рилизинг-факторами. Запах алкоголя является одним из наиболее значимых раздражителей для этой системы. Периоды максимальной чувствительности к запаху этанола (они же “периоды риска” рецидива алкоголизма, появления ПВА) чередуются с периодами минимальной чувствительности к запаху алкоголя, причем появлению ПВА соответствуют более высокие, а отсутствию ПВА – более низкие частоты колебаний Кас [3,5].
Доктором физико-математических наук Л.В. Ильичевым развивается [6,7,8] модель формирования в сознании наблюдателя картины окружающего мира. Различные альтернативные картины соответствуют ветвям Мультиверсума эвереттовской интерпретации квантовой механики [9,10,11]. Согласно модели, наблюдатель имеет дело с результатами последовательного применения к состоянию окружения определённой квантовой операции. Каждое зафиксированное событие есть один из возможных результатов однократного применения операции. Наблюдатель при этом может выбирать так называемое распутывание данной квантовой операции, меняя характер и объём воспринимаемой информации, воспринимаемый набор событий. Распутывание рассматривается как процедура неосознанного “нацеливания” наблюдателя на ту или иную трактовку получаемой информации. Содержание и объем воспринимаемой и запоминаемой наблюдателем информации зависит и от его структуры (его физиологии в широком смысле этого слова), и от используемого распутывания. Взаимодействие АЗФС и эндогенных и экзогенных рилизинг-факторов является упрощенной моделью восприятия различных воспринимаемых наборов событий – картин мира. Л.В. Ильичев в создании модели “живого наблюдателя” опирался на математическое описание особенностей эволюции резонансно-флуоресцирующего атома [6,7]. Упомянутые выше три типа реакций на запах алкоголя могут соответствовать регистрации трех типов событий – фотоиспусканий фотонов различной частоты – компонент триплета резонансной флуоресценции на трех детекторах. Известно, что в электромагнитном поле двухуровневый атом попеременно занимает одно из двух состояний, соответствующих нижнему и верхнему уровням, если частота внешнего поля отвечает расстоянию между уровнями (резонансный режим). Триплетная структура спектра резонансной флуоресценции объясняется эффектом расщепления уровней энергии атома, находящегося в поле интенсивного монохроматического излучения [6].
Возбужденному состоянию атома в модели соответствует возбужденное состояния квантовой АЗФС, спонтанный распад которой соответствует появлению ПВА, которое с высокой степень вероятности ведет к рецидиву алкоголизма. Отсутствие ПВА соответствует основному состоянию атома. Ильичевым выдвинута гипотеза о конструировании оптимального распутывания каждым индивидом как средстве адаптации [7]. В соответствии с этой гипотезой, неизбежно имеют место флуктуации распутывания, так как только через их посредство возможен поиск ”оптимального распутывания”.
В условиях хронического алкоголизма, то есть при стойком патологическом состоянии - патофизиологической перестройке жизнедеятельности, организм человека также ведет поиск оптимального распутывания. Причем в состояниях алкогольного опьянения (АО), алкогольного абстинентного синдрома (ААС), становления ремиссии, оптимальными будут разные типы распутывания. Применительно к последовательностям событий, т.е. к историям, существуют аналогичные распутывания, позволяющие предвидеть максимально эффективно ход истории и тем способствовать адаптации человека. Но это возможно только ценой отказа от возможности вмешательства в процесс восприятия до завершения истории [8].
В этом контексте, тело больного алкоголизмом –“окружение” квантовой АЗФС. Изменение свойств тела-окружения – аналог перестройки окружения атома - использования системы светоделителей и зеркал, расположенных между источником фотонов, прошедших через спектрально-селектирующую систему и системой детекторов из арсенала квантовой оптики [4]. Энерго-информационный обмен атома с макроскопическим окружением происходит в виде серии событий – резких, локализованных во времени актов изменения состояния окружения, вызванных поглощением спонтанно испущенных фотонов. Детектирование в этом контексте – появление признаков ПВА (отсутствие признаков ПВА, аверсия к алкоголю), то есть появление нового события “суперпозиционного” по отношению к набору исходных событий. Спонтанное появление ПВА - аналог спонтанного испускания кванта атомом при переходе с одного энергетического уровня на другой. Воздействие на тело больного алкоголизмом, в том числе прием алкоголя (развитие алкогольного опьянения - АО), прием психотропных средств ведет к изменению распутывания квантовой операции и формированию в сознании наблюдателя особой картины окружающего мира. Распутывание - определенная перестройка окружения квантовой системы не меняет условий спонтанного распада возбужденного состояния (атома, АЗФС). Распутывание позволяет застать атом (АЗФС) в определенном состоянии. Для АЗФС возбужденное состояние – состояние, при распаде которого появляется ПВА, и основное состояние - без появления ПВА. Периоды ПВА, они же периоды нестабильности, неустойчивости во время становления ремиссии могут провоцироваться “эндогенно”, то есть независимо от реальной ситуации, спонтанно. Процесс выбора реальностей, отличающихся по одному параметру (отношению к алкоголизации) при становлении ремиссии алкоголизма, можно представить как поиск оптимального распутывания при данных условиях (отсутствии приема алкоголя).
При алкоголизме влечение к алкоголю определяет поведение больного алкоголизмом, в значительной степени на недоступном осознанию уровне. По мнению М.Б. Менского, многомировую интерпретацию квантовой механики можно проверить именно в экспериментах с индивидуальным сознанием, то есть при наблюдении того, что происходит в индивидуальном сознании, точнее ”на грани бессознательного”[11].
Воздействие паров спирта на организм больного алкоголизмом во время проведения функциональных проб в экспериментах М.Ф. Тимофеева можно рассматривать как резонансное воздействие на АЗФС, которое может переводить АЗФС в возбужденное состояние с последующим спонтанным переходом на другой энергетический уровень. В результате использования больным алкоголизмом определенных типов распутывания (из-за особого патологического состояния его АЗФС) крайне маловероятные состояния становятся не только возможными, но и почти неизбежными. Так, становятся возможными и спонтанное появление ПВА, и спонтанное становление ремиссии алкоголизма с исчезновением ПВА [1,2]. Математический аппарат квантовой механики уже используется при описании макросистем, психики человека [12,13,14]. Сочетание “волновых” и “квантовых” свойств (характерных для систем квантовой механики) АЗФС организма человека рассмотрены в моей работе [5], дает основания для применения в модели динамики Кас, динамики ПВА при становлении ремиссии алкоголизма математического аппарата квантовой механики, в том числе свойств распутывания квантовой операции.
Распутывание квантовой операции взаимодействия АЗФС и ее окружения как перенацеливание организма человека на регистрацию нового набора событий, хорошо объясняет и спонтанность появления ПВА, и возможность спонтанных и терапевтических ремиссий алкоголизма. Взаимодействие АЗФС и ее окружения, является моделью восприятия человеком различных воспринимаемых наборов событий – картин мира.


ЛИТЕРАТУРА
1. И.К. Сосин, Г.Н Мысько, Я.Л. Гуревич, Немедикоментозные методы лечения алкоголизма, Киев (1986).
2. Е.М. Крупицкий с соавт., “Феноменология патологического влечения к алкоголю у больных алкоголизмом в ремиссии: связь с рецидивом заболевания”, Вопр.наркологии, № 6,15-20(2003).
3. М.Ф. Тимофеев, “Периоды риска у больных алкоголизмом на ранних этапах ремиссии и противорецидивная иглотерапия”, Вопр. наркологии, №1,
35-38 (1992).
4. А. И. Минко, И. В. Линский”, “Качество жизни, аффективный статус и приверженность терапии на протяжении первого месяца антиалкогольного лечения”, Вісник психіатрії та психофармакотерапії, № 1, 123–125 (2006).
5. Ю.В. Никонов, “Квантовоподобные закономерности алкоголизма”, Квантовая Магия, 4, вып. 3, 3219-3222 (2007).
6. Л.В. Ильичев, “К практическому применению нетривиального
“распутывания” эволюции резонансно-флуоресценцирующего атома”, Письма в ЖЭТФ, т. 77, в. 4, 227-229 (2003).
7. Л.В. Ильичев, “Экстремальное “распутывание” восприятия наблюдателем Внешнего Мира”, Сайт МЦЭИ
(http://everettica.org/team.php3?mode=1&m=il).
8.Л.В. Ильичев, “Свободный выбор "распутывания" восприятия
окружающего мира наблюдателем”, Сайт МЦЭИ
(http://www.everettica.org/article.php3?ind=145).
9. Ю.А. Лебедев, Неоднозначное мироздание, Кострома (2000).
10. Д. Дойч, Структура реальности, НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, Ижевск (2001).
11. М.Б. Менский, Человек и квантовый мир, Фрязино, “Век 2”(2005).
12. С. Гроф, За пределами мозга, Издательство Трансперсонального Института, Москва (1993).
13. А.П. Супрун, Н.Г. Янова, К.А. Носов, Метапсихология:
Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности. Москва. ЛЕНАНД (2007).
14. И.В. Данилевский, Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность, Москва, УРСС (2005).


Поступила 26.08.07

Error: