Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Лебедев Ю.А.

Эвереттический эксперимент на борту МКС

Пилотируемая космонавтика предоставляет уникальные возможности для экспериментов в самых различных областях науки. Я решил поставить космический эксперимент с целью проверки одного из следствий теории Эверетта о множественности параллельных миров. С основными положениями этой теории можно ознакомиться по моей книге "Неоднозначное мироздание":
http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm.
В ходе эксперимента мне хотелось качественно оценить вероятность возникновения так называемых склеек - предположенного мною явления слияния ("склеивания") цепочек причинно-следственных связей, образующих разветвленную в прошлое "корневую систему" Истории.
Выбор места эксперимента - МКС - был вызван тем, что космонавты, находящиеся на борту станции, максимально изолированы от влияния многообразных факторов обычных сред обитания человека и, в первую очередь, от возможного воздействия всех типов излучений, порождаемых структурами биогеоценозов. В качестве "индикаторного средства" был выбран психологический тест. Смысл эксперимента сводился к тому, что космонавты, заведомо не знакомые с эвереттизмом, должны были охарактеризовать проявления склеек "на бытовом уровне", не подозревая истинной цели задаваемого им вопроса. Истинной цели эксперимента (для повышения уровня его чистоты) не должны были осознавать и те, кто непосредственно разговаривал (обменивался информацией) с испытуемыми.
Эксперимент состоял в попытке задать "контрольный вопрос" находящимся на орбите космонавтам через посредников, также не знакомых ни с эвереттизмом, ни с гипотезой склеек.
Эксперимент удалось осуществить 11 апреля 2004 года благодаря акции, предпринятой "Газетой.Ру". Накануне Дня космонавтики на вопросы читателей "Газеты.Ru" ответил с орбиты космонавт 8-ой экспедиции на МКС Александр Калери. Читателями электронной газеты было предложено 215 вопросов. Редакция отобрала 17 из них, причем среди этих 17 оказался и мой. Выбор осуществлялся абсолютно независимо и я никак не влиял на него. Вот фрагмент этого интервью с моим вопросом (http://www.gazeta.ru/mks.shtml):

"- В ходе вашего полета не случилось ли на станции какого-то события, в оценке которого у вас оказались "совершенно перпендикулярные" мнения? Область события - любая: техника, быт, связь, да что угодно. Важно только, что оно запомнилось вам обоим. Спасибо за ответ и удачной посадки! //Юрий Александрович Лебедев, Москва"

Как видно из последующего анализа, вопрос показался космонавту несколько странным и насторожил его. Скорее всего, он догадался о том, что это - не простое любопытство "человека из публики". Но что стоит за вопросом, в чем заключается коварство "какого-то журналиста", Калери не понял. И вот что он ответил:

"- В общем-то нет, таких событий не случалось. Как правило, у нас мнения совпадали. В основном. Мнения по всем таким событиям. И каких-то конфликтов мнений мы не помним".

Анализируя ответ Калерии можно заметить следующее. Несмотря на формальное отрицание явления, которому был посвящен вопрос, сам ответ содержит в себе элементы, заставляющие усомниться (при всей искренности отвечающего!) в том, что это отрицание соответствует действительности. Оказывается, обсуждаемых явлений не случалось не абсолютно, а "в общем-то". Т.е. можно предполагать, что "в частности" такие случаи бывали, но по каким-то причинам ("малозначительности" или "личного характера") обсуждать их космонавт не захотел. Такую трактовку смысла ответа подтверждает и следующая фраза - мнения космонавтов по поводу происходящего совпадали "как правило". Значит, были и исключения? Чувствуя некоторую сомнительность своего ответа, космонавт пытается усилить впечатление от сказанного, но добивается обратного эффекта, когда произносит следующую фразу: "В основном". Примем во внимание, что Калери совершенно не осознает заложенного мною смысла вопроса. Вероятно, он в этот момент предполагает некоторый подвох, заключающийся в том, что интервьюер пытается выведать у него информацию о каких-то "трениях" и "диссонансах отношений" на борту. А честь мундира была и остается значительной моральной ценностью для космонавтов! И, в условиях дефицита времени и понимания ситуации, произносит ключевую для идентификации неадекватности ответа действительному положению вещей фразу: "Мнения по всем таким событиям". Фраза является абсолютно нелогичной в рамках стратегии отрицательного ответа. Ведь из нее следует, что "такие события" (разноречивое восприятие действительности) явно не редкость - как само собой разумеющееся, употребляется множественное число. И они обсуждались, и были высказаны разнообразные мнения, но, как кажется Калери, "выносить сор из избы" было бы некорректно. Понимая, что ответил он не вполне четко и "хитрый журналист" (если почему-то это окажется важным) сможет "придраться" к сказанному, завершает свой ответ космонавт уже вполне дипломатично: "И каких-то конфликтов мнений мы не помним". "Не помним" - и все тут! И при назойливом напоре всегда можно будет сказать: "Всякие мелочи мы и не обязаны помнить!".
Пусть простит меня Александр Калери - я вовсе не хотел что-то у него "выведать", и в рамках данного эксперимента совершенно неважна смысловая суть "конфликта мнений". Но именно благодаря правильной "методической изюминке" проведенного эксперимента - абсолютной закрытости его целей для всех участников - удалось, как мне кажется, показать, что проявления неадекватного восприятия каких-то воздействий на космонавтов являются вполне объективным фактом и этот факт может быть интерпретирован в рамках эвереттического описания действительности.
Для более глубокого анализа результатов и логичного завершения проведенного эксперимента было бы желательно продолжить его путем беседы с космонавтом Калери после окончания полета для прояснение характера и природы тех "мелочных" недоразумений и нарушений взаимопонимания членов экипажа, о которых космонавт не захотел говорить с орбиты. Автор готов к такой работе и надеется, что случай продолжить и завершить столь успешно начатый эксперимент в конце концов представится.
В заключение хочу выразить благодарность всем, принявшим участие в этом эксперименте, и в первую очередь тем журналистам "Газеты.Ру", которые сочли мой вопрос достаточно интересным для того, чтобы транслировать его на борт МКС.

Error: