Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Гуларян А.Б.

Судьба Первообраза Казанской иконы Божьей Матери с точки зрения эвереттической теории

Автор: Гуларян Артем Борисович, кандидат исторических наук, Орловский государственный аграрный университет, Международный Центр Эвереттических Исследований, г. Орел, Россия.
e-mail: gugachohan@mail.ru

Эвереттика сравнительно молодая, не устоявшаяся наука. Одной из проблем, которые широко обсуждают последователи Хью Эверетта является проблема так называемых "склеек" между различными "соотнесенными состояниями" - эвереттовскими универсумами. Эвереттисты разбились на два лагеря. Лагерь "ортодоксов" вслед за самим Эвереттом отрицают возможность склеек между мирами, "ревизионисты" отказались от этого положения Эверетта и ищут доказательства существования склеек. Однако верифицировать подобную "склейку" в окружающем мире чрезвычайно сложно, и здесь энтузиаста новой идеи подстерегает множество опасностей, прежде всего – опасность скатиться в откровенный мистицизм, а также опасность превратиться в пессимиста после долгих и безуспешных поисков.
Чтобы избежать этих опасностей, следует выделить зону поиска вероятных склеек, то есть те области окружающего мира, где вероятность обнаружить искомое резко повышается по сравнению с другими областями. На взгляд автора предлагаемого доклада, это, прежде всего, область сакрального (религия и церковь) издавна связанного с понятием чуда.
С точки зрения эвереттики чудотворные иконы являются очень удачным примером расширения текущей реальности, границ возможного, путем нарушения причинно-следственных связей. Ибо что такое чудеса, и, прежде всего, наиболее частое чудо исцеления, как не нарушение причинно-следственной связи, не поддающееся объяснению с точки зрения рациональности. Но с точки зрения эвереттической теории эти нарушения причинности можно рассматривать как склейки между различными реальностями Мультиверса, привязанные к материальному носителю, в данном случае иконе.
Русская Православная Церковь знает около 250 чудотворных икон Божьей Матери. Их число значительно превышает число икон с образами Христа. Тем не менее, среди чудотворных икон выделяется одна, как мне кажется, наиболее интересная с точки зрения эвереттики. Это первообраз Казанской иконы Божьей Матери, который был не только явлен людям, но (исключительный в истории случай) и утрачен.
Рассматривая историю обретения Образа Казанской иконы Божьей Матери в июне 1579 года, и ее варварского уничтожения в июне 1904 года, автор обратил внимание на своеобразную зеркальность событий обретения и утраты иконы, что может свидетельствовать, что мы имеем дело со своеобразным "проколом реальности" или склейкой между эвереттовскими универсумами.
Во-первых, зеркально симметричен контекст эпохи, в которых происходили события. Разумеется, речь не идет о зеркальном отображении событий, или их последовательности. Зеркальна именно логика развития событий – в первом случае – долгожданная стабилизация страны после Опричнины и Ливонской войны; во втором – нарастающий резонанс негативных событий, окончившийся новой опричниной после новой смуты.
Во-вторых, люди, послужившие орудием обретения и утраты первообраза Казанской иконы Божьей Матери, явно находились под воздействием сил, связанных с "трансуниверсальным взаимодействием".
Не вызывает сомнение вмешательство "трансуниверсальных" сил в жизнь маленькой десятилетней девочки Матрёны, которой трижды являлась Богородица с требованием взять её Образ из земли. И вся ее последующая её жизнь была связана с Образом. Иррационально и поведение Чайкина (Стояна), уничтожившего Образ. В уничтожение им святого лика только по "идейным соображениям" верится с трудом: ведь икону можно было предложить на продажу многим покупателям, начиная со старообрядцев и кончая царским правительством.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: эвереттический подход позволяет включить в сферу науки новую "базу данных" – религиозный опыт и религиозную историю. И не с целью их дискредитации, как это было со времен просветителей до недавнего нашего прошлого, а как равноправный с другими объект реальности.

Текст доклада


Постановка проблемы.

Явление чудотворности, как православных икон, так и реликвий других религий мира, не может быть объяснено с точки зрения позитивной науки, поэтому и не рассматривается учеными. Но с точки зрения эвереттики чудотворные иконы являются очень удачным примером расширения текущей реальности, границ возможного, путем нарушения причинно-следственных связей. Ибо что такое чудеса, и, прежде всего, наиболее частое чудо исцеления, как не нарушение причинно-следственной связи, не поддающееся объяснению с точки зрения рациональности. Но с точки зрения эвереттической теории эти нарушения причинности можно рассматривать как склейки между различными реальностями Мультиверса, привязанные к материальному носителю, в данном случае иконе.
В традиции духовной литературы принято считать, что чудотворные иконы не имеют авторства, а некоторым образам, таким как “Эдесский образ Иисуса Христа”, приписывается нерукотворность. Хотя совершенно ясно, что они являются результатом труда живописца. Однако после окончания работы мастера проходит неопределенный промежуток времени, пока силы, которые принято называть трансцендентными, не меняют судьбу иконы, и она не является уже в славе и величии. Только после этого, как принято считать, вокруг иконы начинают твориться чудеса, создаются и приобретают силу списки иконы, и дальнейшее существование иконы приобретает вид шнура эвереттовских реальностей, переплетенных друг с другом.
Стоит сразу отметить, что использованное выше понятие трансценденции не может считаться ни научным, ни удачным для описания явления чудотворности. Ибо “трансцендентное” означает потустороннее, лежащее за пределами нашего мира, и, следовательно, недоступное для изучения. Представляется возможным говорить о “трансуниверсальном взаимодействии”, причем термин “трансуниверсальное” производится от термина “универсум”: это взаимодействие “через универсум”, то есть между двумя универсумами. Именно “трансуниверсальное взаимодействие” является феноменологической причиной склеек между различными реальностями, и в отличие от трансцендентального, может рассматриваться с точки зрения философии и науки.
Русская Православная Церковь знает около 250 чудотворных икон Божьей Матери. Их число значительно превышает число икон с образами Христа. Тем не менее, среди чудотворных икон выделяется одна, как мне кажется, наиболее интересная с точки зрения эвереттики. Это первообраз Казанской иконы Божьей Матери, который был не только явлен людям, но (исключительный в истории случай) и утрачен.

История обретения Первообраза Казанской иконы.

В июне 1579 года, 23 числа, Казань постигло страшное бедствие – пожар, истребивший часть города возле Казанского кремля, государев двор, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада. Жил в это время в Казани некий стрелец Даниил Онучин. Его дом также был уничтожен пламенем, и когда он начал строить новый недалеко от пожарища, случилось чудо, одно из знаменательнейших чудес в истории Православия.
Вскоре после пожара десятилетняя девочка Матрёна Онучина рассказала родителям, что видела во сне Божью Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома, где скрывается Ее Пречистый Образ. В рассказ девочки никто не поверил. Через некоторое время Дева Мария явилась снова той же Матрёне, и повторила свое повеление. Но родители опять не поверили дочери.
В третий раз Богородица явилась в огненных лучах, которые, казались, могут испепелить все вокруг, и грозно сказала, что если не возьмут Ее образ из земли, он явится в другом месте, а девочка может погибнуть. Матрёна испугалась, уговорила мать пойти на пожарище и, в указанном ей месте на глубине двух аршин (примерно полтора метра), женщины нашли икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Образ был такой яркий, словно иконописец только что закончил свой труд. Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Голова Матери склонена к Младенцу.
При громадном стечении народа в присутствии священнослужителей и городской знати находка была отнесена в ближайшую церковь – Николы Тульского, потом ее поместили в кафедральный Благовещенский собор.
Это событие совершилось 8 июля по старому стилю. О том, как это происходило, мы знаем по свидетельству очевидца – патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена). В то время он служил в только что созданной Казанской епархии и носил имя Иеремий. Практически во всех исследованиях о казанской находке цитируется его рукопись “Сказание о явлении Казанской Иконы Божьей Матери”, составленная около 1594 года. Интересно, что вся дальнейшая жизнь Святителя Гермогена и даже его мученическая гибель была связана с этим образом.
Уже по дороге в Казанский кремль икона явила первое чудо. Некий человек по имени Иосиф, просивший милостыню, слепой уже три года, вдруг прозрел. Автор “Сказания…” сообщает немаловажную деталь: получив спасение от Богородицы, он забыл ее поблагодарить, “отпав верою и отяготясь леностью”, а потому прозрение получилось неполное. Иосиф стал видеть “только немного перед собою”.
Гермоген описывает в своей рукописи шестнадцать чудесных исцелений. Особо милостлива Казанская Божья Матерь была к слепым. Чудо четвертое из записанных митрополитом рассказывает о том, как прозрел слепой младенец и стал ощупывать лицо матери своей, а митрополит велел принести ему красное яблоко, и тот начал его хватать. Трудно не верить в историю, не стершую ни одну тонкую деталь происходящего, - да вот хоть это красное яблоко.
Люди приносили Казанской Божьей Матери дары – “каждый по силе своей”. Были среди этих даров и золото, серебро, драгоценные камни…

История утраты Первообраза Казанской иконы.

...Подходил к концу июнь 1904 года. Казанские обыватели лениво следили за событиями далёкой и не совсем понятной войны на восточных окраинах империи, с заметным интересом обсуждали городские новости и тщательно готовились к большому церковному празднику обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, который ежегодно отмечался 8 июля. Но праздник не состоялся. Икона была похищена.
В ночь на 29 июня 1904 года, в соборе Богородицкого женского монастыря было совершено дерзкое и неслыханное святотатство: пропала Казанская чудотворная икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя, обе в драгоценных ризах, украшенных жемчугом, бриллиантами и камнями. Стоимость риз оценивалась не менее чем в 100 тысяч рублей. Не доставало также 365 рублей, не занесенных в церковные книги.
На ноги тут же была поднята полиция, и по горячим следам похититель был быстро найден. Им оказался Варфоломей Чайкин (известный еще как Стоян), крестьянин двадцати восьми лет, рецидивист и специалист по церковным кражам. В 1903 году он похитил из Спасского монастыря в Казани митру и другие церковные вещи, в Коврове из кладбищенской церкви — ризу с иконы, в 1904 году совершил кражи в Рязани, в Туле (тогда была похищена риза с иконы Казанской Богоматери стоимостью 20 тысяч рублей), в Ярославле. Причем самих образов он не крал, а лишь сдирал с них ризы. И на этот раз он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи.
25 ноября 1904 года начался судебный процесс. На нем было шесть подсудимых: сам Чайкин-Стоян и некто Комов — виновники кражи, церковный сторож Захаров, которого подозревали в соучастии, ювелир Максимов, обвинявшийся в содействии и скупке золота и жемчугов с икон, сожительница Чайкина Кучерова и ее мать Шиллинг, которых обвиняли в укрывательстве виновников кражи и похищенных ценностей.
Примечательно, что Чайкин на предварительном следствии отрицал уничтожение икон. Но сожительница, ее малолетняя дочь и мать показывали, что видели, как он разрубал иконы на щепки и сжег в печи. При обыске в печи были действительно найдены 4 обгорелые жемчужины, загрунтовка с позолоты, 2 проволоки, 2 гвоздика, 17 петель, которые, по показаниям монахини-свидетельницы, находились на бархатной обшивке иконы. По показаниям Шиллинг, пепел от икон был брошен в отхожее место, где и был найден полицией.
В итоге Чайкину дали двенадцать, а Комову — десять лет каторги, Максимову — два года и девять месяцев исправительных арестантских отделений, Кучеровой и Шиллинг — пять месяцев и десять дней тюрьмы. Захарова оправдали.

Анализ событий обретения и утраты иконы с точки зрения эвереттики.

Прежде всего, бросается в глаза своеобразная зеркальность событий обретения и утраты иконы, что может свидетельствовать, что мы имеем дело со своеобразным “проколом реальности” или склейкой между эвереттовскими универсумами.
Во-первых, зеркально симметричен контекст эпохи, в которых происходили описываемые события. Разумеется, речь не идет о зеркальном отображении событий, или их последовательности. Зеркальна именно логика развития событий.
Обычно исследователи, вслед за Гермогеном, сосредотачивают внимание на местных событиях в Казани в момент явления Казанской иконы. Несмотря на все усилия властей, православие среди коренных народов Волжско-Камского региона приживалось с трудом. Мало того, наметился обратный процесс – православные становились мусульманами. В 1579 году отпад от православия достиг высшей точки, что не могло не вызвать озабоченности светских и духовных правителей России. Как раз в это время случается в Казани страшный пожар. Народ запаниковал, поползли слухи о небесной каре на православных. Поэтому появлению нового Образа Богородицы в Казани придавали символический характер. Между тем, не один Волжско-Камский регион, а вся Россия стояла в это время на историческом переломе.
В 1572 году Грозный царь Иоанн Васильевич отменил Опричнину, и даже запретил под страхом смертной казни вспоминать это слово. Но облегчения стране это не принесло: началась новая перетасовка земель, царь Иоанн метался от одних лиц и группировок к другим, ища поддержки и видя повсюду заговоры и измены. В 1575-1576 году Иоанн Васильевич Грозный попытался возродить опричнину, поставив во главе государства крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Это позволило самому Ивану Грозному выставить свою кандидатуру для избрания на вновь освободившийся польский престол, чтобы таким образом закончить Ливонскую войну, но он не преуспел в этом предприятии. В 1578 году в Прибалтике русские войска потерпели ряд поражений от шведских и польских войск. В 1579 году шведы вторглись в Новгородскую землю, а вновь избранный польский король Стефан Баторий захватил Полоцк. Страна стояла на пороге военного поражения и находилась в состоянии экономической и политической невменяемости.
Но именно в этот момент происходит обретение новой Святыни, что приводит к необъяснимому изменению ситуации.
Осада Пскова, начатая Баторием в 1581 году, окончилась неудачей для поляков. Город выстоял. Будучи умным и прозорливым политиком, Стефан Баторий решил не искушать судьбу, и заключить с Россией Ям-Запольское перемирие. Через год после окончания Ливонской войны умирает Грозный царь, и страна вступает в период частичной внутренней стабилизации.
Начало ХХ века ознаменовалось для России невиданным экономическим кризисом. Это был первый кризис, носивший общеевропейский характер, но больнее всего он ударил по России. После крушения миллионных предприятий Мамонтова, фон Дервиза и Алчевского произошел глубокий промышленный спад, перешедший в длительную депрессию. В стране начался революционный подъем. Партия социалистов-революционеров охотилась за царскими министрами и губернаторами: были убиты министры Сипягин, Боголепов, Плеве. Неудачно началась для России русско-японская война: Тихоокеанская эскадра оказалась запертой в Порт-Артуре, 31 марта (13 апреля) вместе с флагманским броненосцем “Петропавловск” погиб адмирал С.О.Макаров. После этого японская армия высадилась на материк. Все это было очень неприятно для России, однако ситуация продолжала оставаться по прежнему стабильной.
И вот на фоне этих событий происходит кража и уничтожение Святыни.
Ситуация мгновенно меняется. В августе русская армия необъяснимо проигрывает битву под Лаояном, которую, по всем выкладкам военной науки, должна была выиграть. 10 августа происходит решающее для судьбы русского флота сражение в Желтом море. При этом русская эскадра почти прорвалась во Владивосток, обесценив этим все успехи японцев на суше. Но случайная гибель командующего эскадрой, адмирала Витгефта позволила японцам выиграть сражение. Казалось, даже случайности начинают происходить не на пользу России: за десять минут до гибели русского адмирала такая участь чуть было не постигла японского главнокомандующего, адмирала Того. 20 декабря 1904 года генерал Стессель сдает Порт-Артур с боеприпасами и продовольствием на полгода обороны. А 9 января 1905 года, благодаря гигантской провокации, в которой участвовал и священник, началась Первая российская революция.
Отмечаемая симметрия – это, возможно, необходимое условие или следствие склейки “явление-утрата” чудотворного Первообраза. Стоит предположить, что в подобных процессах симметрия вообще играет большую роль. К сожалению, автору не удалось пока нащупать методологию формализации этого явления, ибо использование в качестве параметра рассмотрения зеркальной симметрии “контекста эпохи” представляется весьма плодотворным именно для исторической эвереттики. Для создания подобной методологии требуется дальнейшее накопление материала.
Во-вторых, люди, послужившие орудием обретения и утраты первообраза Казанской иконы Божьей Матери, явно находились под воздействием сил, связанных с “трансуниверсальным взаимодействием”.
Не вызывает сомнение вмешательство “трансуниверсальных” сил в жизнь маленькой десятилетней девочки Матрёны: “Однажды случилось девице той спать в полдень и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы, страшным огненным образом испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от Иконы лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей».” (“Сказание о явлении Казанской иконы Божьей Матери”).
И девочка эта была не случайна, и вся ее последующая жизнь была связана с Образом. Грозный царь, которому доложили об обретенной иконе, на месте ее явления впоследствии велел устроить Богородичный девический монастырь, а девочка Матрёна была в нем пострижена с именем Мавра. Впоследствии она стала настоятельницей этого монастыря, праведной, благочестивой. Царь Федор Иоаннович, особо почитавший Казанскую икону, вызывал игуменью Мавру на аудиенцию в Москву и одаривал отборным ладаном для монастыря.
Иррационально и поведение Чайкина (Стояна), специализировавшегося до этого случая на похищении одних лишь окладов с икон и церковной утвари. Максимов утверждал: “После кражи из монастыря Чайкин на мои вопросы о судьбе икон сказал: «Я порубил, побросал в печку, мать заставил сжечь; она сожгла и плакала - мамаша у нас плаксивая».” Сам святотатец утверждал, что икону он уничтожил, пытаясь доказать всем, что в ней нет ничего чудесного. Но, с другой стороны, прожженный рецидивист не мог не понимать, что стоимость самого Образа гораздо выше стоимости ее ризы. И в уничтожение им святого лика только по “идейным соображениям” верится с трудом: ведь икону можно было предложить на продажу многим покупателям, начиная со старообрядцев и кончая царским правительством. При этом потенциальные покупатели готовы были заплатить похитителям сумму во много раз большую, чем стоимость риз.
Чайкина (Стояна) приговорили к 12 годам каторжных работ, он пригрозил побегом. Действительно, вскоре бежал из Мариупольской тюрьмы “посредством подкопа”. Но был схвачен при подстроенном полицией фиктивном ограблении ювелирного магазина в Ярославле. Его осудили на пожизненное заключение и посадили в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. Первое время узника держали на особом счету, о его поведении расспрашивал надзирателей и арестантов начальник тюрьмы Зинберг, им интересовались высокопоставленные лица. Даже император узнавал о его судьбе. Его не били, не пытали. Но он таял, как восковая свеча. Не прося и не ждя пощады, как зверь метался по своей клетке, чувствуя себя на грани психического расстройства. Три года его допрашивали в надежде, что он признается в содеянном и откроет местонахождение иконы - рассказ об уничтожении иконы не всем показался убедительным - но он молчал. Через семь лет заключения стал проявлять очевидные признаки помешательства. Умер он в страшных мучениях. Здесь стоит вспомнить гипотезу Ю.В.Никонова, предположившего, что шизофрения - это одно из проявлений мультивидуума в нашем мире, своего рода “патологическая” склейка с другой реальностью (Никонов Ю.В. “Диссоциативные расстройства психики (многомировая интерпретация)” http://www.everettica.org/article.php3?ind=45, его же, “Реальности бреда” http://www.everettica.org/article.php3?ind=122, его же, “Эндогенные психозы и эвереттика” http://www.everettica.org/article.php3?ind=20 ).

Соотношение между Первообразами и списком иконы с точки зрения эвереттики.

Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки, которые беззастенчиво грабили столицу и ближайшие окрестности. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородца К.Минина-Сухорука и князя Д.М.Пожарского выступили против поработителей. Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген. Есть и другое толкование: обратиться за заступничеством к Казанскому образу посоветовал греческий архиепископ Арсений, которому было видение. Святой Сергей Радонежский открыл ему тайну могучей силы Руси. 22 октября 1612 года Москва была освобождена, а польский гарнизон капитулировал. Освобождение столицы было полностью приписано чудотворной иконе.
Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков. В 1811 году этот список был перевезен в Санкт-Петербург, где к тому времени по приказу Петра I также был воздвигнут грандиозный Казанский собор. Позже с иконой Казанской Божьей Матери связывали победы россиян в 1812 и 1945 годах.
Сразу после явления новой чудотворной иконы по России стали распространяться ее списки и новые явленные образы.
В 1588 году в Казань приехал некто Герасим, у которого сильно болела рука. Во сне ему явилась Божья Матерь и повелела в указанном месте взять Ее икону и отнести в город Романов. Больной точно все исполнил и получил исцеление. В Романове икона пробыла 21 год, затем во время польской интервенции образ перенесли в Ярославль, где затем был образован женский монастырь. Казанская икона Божьей Матери была также и в городе Вязники, и от нее совершались исцеления. В 1624 году по повелению Патриарха Филарета провели расследование – все случаи выздоровления подтвердились, и икону признали чудотворной. В 1643 году в Пензенской губернии вблизи города Нижний Лом была явлена на источнике икона Казанской Божьей Матери. Она была поставлена в часовне, затем жители выстроили храм. Икона исцеляла больных, и позже при храме основали монастырь. В 1661 году Казанская икона была обретена в Тобольске. Дьяку монастыря было сказано во сне взять образ Казанской Божьей Матери, который в небрежении хранился в чулане одной из церквей, и поставить икону в новой церкви, воздвигнув ее за три дня. Повеление Богоматери было исполнено – в крае сразу прекратились проливные дожди, а больные начали получать от чудотворного образа исцеления. В 1689 году образ Казанской Божьей Матери явился в селе Каплуновка Харьковской епархии. Перед Полтавской битвой перед ним молился Петр Великий, одержавший победу над шведами. А вот Тамбовская икона Казанской Божьей Матери находилась в кафедральном соборе этого города. В 1695 году во время всенощного бдения она начала источать слезы, с этого времени у образа врачуют недуги.
Древний список с иконы Казанской Божьей Матери есть в Шлиссельбурге - в 1611 году он был замурован в стене крепостной церкви перед сдачей ее шведам. В 1702 году крепость вновь перешла к русским. Однажды часовой заметил исходящий из стены свет и рассказал об этом. Наутро в стене появилась трещина и стала видна икона, от которой впоследствии начали совершаться исцеления.
Таким образом, с эверетической точки зрения существование Казанской иконы Божьей Матери в нашем мире представляет собой пространственно-временную траекторию, “размазанную” постоянными ветвлениями. Однако наличие Первообраза Казанской иконы не давало этому процессу развиться до разрушительных масштабов. В результате траектория приняла вид некоего “жгута состояний”, состоявшего из множества нитей – списков Образа соединенных постоянными склейками между собой. Термин “жгут состояний” введен Ю.А.Лебедевым в статье “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить” (http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/lenin.htm). Однако у Ю.А.Лебедева этот термин описывал с точки зрения эвереттики человеческую личность: “жгут состояний” состоит из множества нитей “Под-Я”. При этом необходимым условием для образования жгута объявляется наличие воли и памяти. Но ясно, что память – это главное качество так называемой “намоленной” иконы. Что же касается воли, то даже приведенные факты наглядно демонстрируют, что икона “ведёт себя” – является, исцеляет, исполняет молитвы, повелевает перенести себя, дает советы верующим.
Становится понятным, почему агрессия святотатцев была направлена именно на Первообраз Казанской иконы как ядро этой весьма сложной системы. Представляется возможным сделать вывод, что варварское уничтожение Первообраза привело к уничтожению “жгута состояний”, и в данный момент “нити” – списки иконы не представляют собой единой системы, что ослабило их воздействие на наш мир.
На основании вышеизложенного можно также сделать и более общий вывод: эвереттический подход позволяет включить в сферу науки новую “базу данных” – религиозный опыт и религиозную историю. И не с целью их дискредитации, как это было со времен просветителей до недавнего нашего прошлого, а как равноправный с другими объект реальности.