Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Костерин А.М.

Личность в многомирии

А. Костерин
Личность в многомирии

Заголовок предлагаемой читателям статьи означает, что она является попыткой, хотя бы приблизительно обрисовать структуру и функционирование человеческой личности в системе многомирия. Многомирие или Мультиверсум – это мироздание, рассматриваемое как система параллельно существующих миров и отражающая всё многообразие вариантов всех событий, в них происходящих. Теоретическое обоснование такого подхода создал в 1954-57 годах американский физик Хью Эверетт, выдвинув гипотезу, что квантовое описание события охватывает всю реально существующую совокупность возможных вариантов этого события(13). С эвереттикой, как новой парадигменной концепцией и её современным развитием можно ознакомиться по трудам современных исследователей, список которых приведён в конце статьи (1, 2, 3, 4, 5, 9, 10).
Рассмотрение личности в системе многомирия производится на основе гипотезы известного физика М.Б. Менского о сознании, как функции выбора реальности в квантовой системе Вселенной.(9,10) Вселенная по Менскому представляет набор параллельных миров, соответствующих вариантам её состояния, выделенных в соответствии с волновой функцией каждого микрособытия. Миры, отличающиеся вариантами одного микрособытия почти не отличаются друг от друга, но их вселенский набор так велик, что в него укладываются все варианты всех больших и малых событий. Сознание, фиксируя текущую реальность может выбирать один из этих параллельных миров. Каждый такой мир представляет как бы дифференциальный качественный срез бытия.
В связи со сказанным, человеческая личность тоже представляется как квантовая система, состоящая из дифференциальных слоёв, соответствующих параллельным мирам. Каждому дифференциальному слою личности соответствует определённый качественный вариант Вселенной. В основе ощущения «сейчас» лежит выбор сознанием конкретной реальности одного из параллельных миров (9,10). Это означает, что сознание отождествляет себя в данный момент собственного времени* с принадлежащей этому конкретному миру дифференциальной личностью.
Другим параллельным мирам соответствуют другие варианты личности того же самого индивида. Справедливости ради следует сказать что миг сознания соответствует фиксации макро а не микропроцессов реальности, поэтому наше «сейчас» привязано физически не к одному параллельному миру, а к целому ансамблю материальных миров. Материальная привязка сознания объединяет ансамбль миров, которые отражают происходящие микропроцессы, образующие в своей совокупности картину макроизменений. И на эти изменения сознание, в случае необходимости должно оперативно реагировать.
Но, выражаясь высоким стилем, человеку дано разом прозревать пути земные и небесные. Духовно личность привязана к огромному количеству разнообразных ансамблей. Здесь следует подчеркнуть принципиальную разницу между привязкой к текущей физической реальности и к реальности духовной. Ансамбли миров, связанные с личностью духовной выборкой, принципиально не одномоментны, т.е. события, по которым они скомпонованы, могут выбираться из прошлого, будущего и вообще непонятно из какого времени, если они хранятся в памяти, как обобщение опыта и собственные оценки личности.
Вторым основанием проводимого рассмотрения является гипотеза о склейках параллельных миров Ю.А. Лебедева, который является руководителем Лаборатории-кафедры ГЭТЭ Института исследования природы времени. Эта гипотеза изложена в его книге «Неоднозначное мироздание» и в статьях (2,3,4). Самое общее и простое определение склеек можно найти в словаре ЛК ГЭТЭ (http://www.chronos.msu.ru/lab-kaf/Lebedev/lebed-slovar.html): «Склейка – это взаимодействие параллельных миров». В своих работах Ю.А. Лебедев рассматривает различные физические и исторические аспекты склейки миров.
Под склейкой в контексте данной статьи подразумевается взаимодействие параллельных миров по некоторым параметрам, зависящим от характера информационных процессов личности. Или, если сказать проще: личность в процессе деятельности выбирает и связывает различные по качествам ансамбли параллельных миров, совмещая их по избранным параметрам. И такая трактовка выделяет среди склеек особый вид – частичные склейки – при которых каждый из миров остаётся в целом самостоятельным, но во всех «склеенных» мирах появляются некоторые "многомирные элементы".
Самый понятный пример психических склеек, это создание аналогий и ассоциаций. В этих процессах происходит, как бы, частичное объединение дифференциальных личностей, принадлежащих разным мирам. Масштаб подобных склеек определённо зависит от количества склеиваемых параметров.
Разумеется, в основе психических склеек лежат определённые физические взаимодействия между параллельными мирами, по моим предположениям, полевого характера. Физическая теория склеек находится пока в начальной стадии разработки. (1,2,3,4,5,9,10) Однако, рискну утверждать, что некоторые склейки психического типа оказывают значительное влияние на физические взаимодействия человека. Они создают дополнительный фактор нелинейности в его физическом существовании, как бы «искривляют» его пространство. Очень мощные проявления психических склеек служат основой для возникновения «чудес». Ранее мною уже была сделана попытка разработки психологических аспектов склейки (15 Осенние прогулки, О символах, Ситуационные склейки), но более подробно они будут рассмотрены здесь.
Третьим основанием проводимого рассмотрения выбраны (в соответствии с приверженностью автора) труды великого психотерапевта и психиатра К.Г. Юнга и его последователей (11,12). В статье используются его модели личности и комплексов, а также представления об индивидуации, о коллективном бессознательном и архетипах.
Анализ структуры личности начнём с самых крупных её составляющих. Как известно, личность объединяет в себе сознательную и бессознательную сферы. В бессознательном содержании личности различают личное и коллективное бессознательное (11,12). К личному относится несознаваемая человеком информация о его персональном развитии и существовании. Из содержания коллективного бессознательного к конкретной личности может быть отнесено лишь то, что для неё актуально. То есть, это те архетипы, которые участвуют в создании внутренних символов личности (15 О символах), независимо от того, осознаются они или нет.
Личность с эвереттической точки зрения – это грандиозная и постоянно действующая склейка миров.
В рамках личности функционирует сознание, которое осуществляет, в соответствии с гипотезой Менского, выбор реальности и производит огромное количество информационных макропроцессов, которые представляют собой ничто иное, как склейки ансамблей параллельных миров. Если говорить о какой-то очерёдности осознания текущего момента, то выбор реальности предшествует дальнейшему абстрагированию. А в связи со сказанным выше о духовных склейках, можно обоснованно разделить деятельность личности на два параллельно идущих и лишь иногда пересекающихся сознательных процесса, а именно:
1). Выбор физической реальности и контроль её изменений (что в большой степени происходит неосознанно),
2). Выбор духовной реальности, т.е. склейку текущего состояния с моментами прошлого, предполагаемого будущего и с другими ансамблями, привлекаемыми в ходе логических операций. Характер духовной реальности и привязка её к физическому существованию очень индивидуальны. Одни люди мыслят сугубо практически и это означает, что почти все процессы абстрагирования привязаны у них к конкретной действительности. Другие витают в облаках, что означает почти независимое от реальности абстрагирование. Но всякое абстрагирование осуществляется на базе склеек ансамблей параллельных миров. Например, как склейки рассматриваются ассоциации, воспоминания, предчувствия, выработка текущих оценок и постоянных стереотипов, оперативное целеполагание и разработка долговременных планов. (15 Осенние прогулки, О символах, Ситуационные склейки). Разумеется, склейки, возникающие в ходе сознательного процесса, не полностью подконтрольны сознанию, но они инспирированы сознанием. Сознание – это инициирующий и целеполагающий центр личности и в то же время её контролирующий центр. Если контролирующий центр сознания можно охарактеризовать как стержень личности, то все сознательные склейки привязываются к этому стержню.
К бессознательному относится вся деятельность личности не направляемая и не контролируемая сознанием. Бессознательная сфера, включённая в состав личности имеет тот же характер, что и сознательная, то есть содержание бессознательного – это информация, которая наряду с осознанной, участвует во всех процессах и проявлениях личности. Ввиду этого предполагается, что функционирование бессознательной части личности также представляет собой процессы склейки параллельных миров, только склейки в бессознательном носят по отношению к сознанию непроизвольный, спонтанный характер. Однако это надо будет подтвердить в дальнейшем ходе рассмотрения.
Рассмотрение бессознательного построено на понятии «комплекс». Комплекс – это частичная личность (11), т.е. незапланированное, спонтанное, но долгосрочное объединение элементов личности в некоторую упорядоченную систему. Следует указать, что комплекс, как фактор психической жизни представлен и в сознательной деятельности личности. То есть он, как и полная личность, имеет свою «надводную» и «подводную» части. Комплексы мы будем рассматривать как вторые по рангу составляющие элементы личности.
Следует предупредить читателя, что в нашем рассмотрении за элементами личности признаётся определённая свободная активность. Философской основой такого подхода является учение великого русского философа Н.О. Лосского (6,7,8). Это четвёртая опорная точка проводимого здесь построения. Согласно этому учению, всё бытие организуется субстанциальными деятелями, являющимися источниками любого действия. Субстанциальный деятель обладает свободной волей и инициативой, а направление его действий определяется стремлением к улучшению качества своего бытия. Руководствуясь этим стремлением, каждый деятель развивается, что выражается в образовании вокруг него материально-информационного «тела», которое представляет собой на каких-то этапах микрофизический объект (например: частицу или атом), на других – живой организм, на третьих – полевые структуры различной сложности. Деятелям свойственно объединяться в системы и строить иерархию подчинённости. Переход деятелей от одной материальной формы к другой осуществляется в рамках принципа перевоплощений. Желающих детально ознакомиться с универсальной и глубоко продуманной системой Н.О. Лосского я отсылаю к его трудам (6,7,8). Интерпретация автором системы Лосского представлена в предыдущих статьях (15 Критика Лосского, Отношение к Лосскому).
Исходя из системы Н.О. Лосского, я представляю себе личность, как очень сложную иерархическую систему деятелей, существующих на базе полевых структур, но в своём функционировании опирающихся на работу подчинённых им материальных деятелей человеческого организма. Представление о деятелях, обладающих инициативой и некоторой свободой очень хорошо совмещается с определением комплексов, как частичных личностей. Очевидно, что этим личностям можно обосновано приписать такую же функцию выбора реальности, какая приписывается сознанию. Это подтверждает, что процессы бессознательного вполне оправданно можно представлять как склейки миров. Такой подход и в целом хорошо согласуется с функционированием человеческой личности, что читатель в дальнейшем сможет оценить.
Итак, когда мы говорим о «сознании», то за этим стоит главный, системообразующий деятель личности. Его власть и функциональные возможности определяются тем, что он владеет контролирующим центром личности, который представляет собой стержневую структуру сознания. Функция этого центра не только контролирующая, но и целезадающая. Естественно, что главный деятель претендует также на то, чтобы полностью распоряжаться «центральным процессором» личности, т.е. логико-аналитическим центром, который играет важную роль в целеполагании.
Контроль – это ничто иное, как поверка главным деятелем поведения вспомогательных деятелей на соответствие его установке, заданной в соответствии с выбранной им системой ценностей. Эта система ценностей олицетворяет представления главного деятеля об идеальной личности, т.е. той, какой ей надлежит быть в соответствии с его выбором. Поэтому вся сознательная деятельность и развитие возможностей личности направляются им к этому идеалу. По результатам контроля производится коррекция тех или иных функций и определение дальнейших задач индивида.
Насколько правомерно отождествлять человеческое сознание с контролирующим центром? Очевидно, это зависит от того, насколько эффективно справляется он со своей системообразующей функцией. Личность ведь система динамическая и в ней постоянно идёт конкуренция между разными деятелями за власть и влияние. Если контролирующий центр работает не очень эффективно, то сознание не столько руководит действиями индивида, сколько оправдывает задним числом проявления бессознательных комплексов. В связи с характером отношений составляющих личность деятелей можно выделить в её существовании более и менее устойчивые периоды.
Всякая личность стремится к индивидуации, т.е. к установлению оптимальной для неё системы ценностей, обретению устойчивости и стабильному развитию. На пути к индивидуации система личности остаётся неустойчивой в силу проявляющихся противоречий между объединёнными в ней комплексами и контролирующим центром. Борьба комплексов за власть отражает наличие у личности альтернативных ценностных установок. Этот период соответствует процессу становления индивида, поиску себя. В ходе междоусобной борьбы главных деятелей личность меняет множество личин. Власть над контролирующим центром попеременно захватывают различные комплексы, которые начинают в силу этого преобладать в сознании и диктовать свои ценностные установки. Эта борьба и смена ценностных ориентиров составляют историю личности.
Как правило индивидуация достигается за несколько этапов, которые характеризуют различные этапы жизни человека. У большинства людей этот процесс вообще не завершается, а развитие личности застывает на детском или юношеском этапах. Для таких людей характерно отсутствие чётких принципов, инфантильность, изменчивость и зависимость от внешних влияний. Контроль за своими поступками у таких людей ослаблен, они любят ссылаться в мотивации поступков на несвободу, давление обстоятельств и свои переживания.
Борьба комплексов за обладание контролирующим центром и свою ценностную ориентацию может в отдельные периоды проходить очень остро и вести к болезненным срывам и даже к психопатологии. В эти периоды контроль за поведением ослаблен, могут появиться истерический и шизофренический синдромы. Сознание плетётся в хвосте бессознательных проявлений.
Индивидуация личности соответствует окончательному завершению строительства пирамиды личности, оформлению и кристаллизации её иерархии. Этому этапу соответствует окончательный выбор системы ценностей, как образца или идеального проекта личности. Человек достигший индивидуации становится намного стабильней и устойчивей в поведении. Его деятельность характеризует наибольшая эффективность и продуктивность. Вывести личность из устойчивого состояния после индивидуации может только очень сильное потрясение.
Однако, индивидуация вовсе не означает закрепощения элементов личности. Напротив, ограничение их свободы и жёсткое закрепление проявлений в определённых рамках, привело бы к снижению творческих способностей и противоречило бы развитию личности по направлению к выбранному идеалу. Скорее, жёсткие ограничения и постоянный контроль главного деятеля за комплексами характерны для предшествующего периода неустойчивости. Действительно, когда идёт борьба за власть над системой личности и находящийся на вершине пирамиды деятель ещё слаб, он вынужден в наибольшей мере подавлять своих соперников.
В состоянии индивидуации, когда пирамида личности окончательно оформилась и обрела устойчивость, главному деятелю не нужен жёсткий контроль и подавление возможных конкурентов. Система работает по плюралистическим принципам и каждому элементу из образующих пирамиду личности предоставлена наибольшая свобода. Именно поэтому в ходе индивидуации наблюдается расцвет творчества, раскованность и полная реализация всех потенциальных возможностей человека. То есть составляющие личность элементы в процессе индивидуации получают наибольшую свободу, а их деятельность становится согласованной и продуктивной.
Итак, перечислим все рассматриваемые элементы структуры личности.
1. Главный системообразующий деятель, находящийся на вершине пирамиды и отождествляемый с сознанием. Он владеет контролирующим центром личности, с помощью которого строит горизонтальные и вертикальные связи внутри пирамиды. Задача этого деятеля – тянуть всю систему в выбранном им направлении, к тому идеалу, который определяется избранной системой ценностей. В соответствии с этой системной установкой главный деятель оценивает функционирование остальных деятелей пирамиды и направляет их деятельность доступными ему средствами (склейками). Он пытается диктовать как выбор текущей реальности, так и перспективу общего развития, что удаётся далеко не всегда.
2. Вспомогательные системные деятели, представленные комплексами. Комплексы могут иметь различный масштаб. Большие универсальные комплексы, разросшиеся на много этажей иерархии и имеющие обширные горизонтальные связи проявляются наиболее сильно. Это выражается в том, что они также обладают функцией выбора реальности, влияют на поведение и эмоциональный настрой личности. Их мы относим к актуальному бессознательному. Как уже отмечалось, их сотрудничество с главным деятелем и взаимоотношения определяются предысторией личности и тем этапом становления, на котором она находится. В период становления, предшествующий индивидуации, их можно сравнить с солистами, пытающимися исполнять функции дирижёра. Энергия их в этом случае расходуется непродуктивно – на конфронтацию, преодоление противодействия других деятелей и главного контролирующего центра. При этом общие проявления личности нестабильны и противоречивы, творчество её носит неровный и болезненный характер. В этот период личность неустойчива и относительно легко может стать добычей внешних враждебных ей сил. Хотя, есть, конечно, и внешние силы, поддерживающие личность в процессе её становления.
Периоду индивидуации соответствуют более гармоничные и устойчивые отношения комплексов между собой и с главным деятелем. Эти отношения можно назвать федералисткими, потому что они сочетают сотрудничество и автономию главных деятелей. В этот период частичные личности «притёрлись» друг к другу и урегулировали свои отношения с сознанием. Все деятели имеют свои оформившиеся области контроля, в которых реализуются с наибольшей возможной свободой. Творчество деятелей, составляющих личность становится согласованным, а общие проявления можно назвать «когерентными».
Сотрудничество комплексов проявляется как в сознательной, так и в бессознательной области личности. Человеку, достигшему индивидуации не свойственны какие-то болезненные проявления и патологии, связанные с комплексами. В рамках личности имеет место равновесие сознательной и бессознательной сфер.
3. Более мелкими составляющими элементами личности являются внутренние символы. Они, отражают частные, сиюминутные проявления индивидуальности. То есть внутренние символы представляют собой обобщённые (интегрированные) реакции личности на все факторы внешней и внутренней жизни. Это кирпичики духовной жизни, из которых складываются все представления сознания, а также и бессознательные реакции комплексов, о чём можно судить по сновидениям (Юнг). Функциональная свобода символов невелика. Они хранятся в памяти и активируются в рамках формирования реакций более крупных деятелей. Подробному рассмотрению символов была посвящена автором одна из предыдущих статей (15 О символах).
4. Смысловые измерения. Это элементы вертикальной структуры, характеризующие контексты, в которых объединяются параметры различных явлений окружающего мира. Параметры формируются сознанием на начальной стадии анализа ситуации, а измерения соответствуют второй, объединяющей стадии. Они участвуют и в реализации символов и в строительстве комплексов и, само собой, в работе сознания. Смысловые измерения – это «этажи» личности, из которых строятся «здания» символов, составляющие «микрорайоны» комплексов в «городах», которые мы называем Маша или Петя. По сути, измерения представляют собой промежуточные этапы формирования оценок личности. Связь параметров, объединяемых в смысловых измерениях, можно представить себе как сходную качественную направленность (близкие по направлению вектора), воспринимаемые при оценке каких-то объектов.
5. Параметрические элементы мышления. Соответствуют различаемым в процессе реагирования отдельным качествам внешних объектов. Это наименее самостоятельные, самые первичные элементы, участвующие в текущих проявлениях личности. Они характеризуют изменения окружающего мира, воспринимаемые органами чувств. То есть, это отражения в сознании физических параметров реальности.
6. Логико-аналитический центр личности. Этот деятель внутри личности при всей своей сложности является вспомогательным и обслуживающим «органом» по отношению к главным системным деятелям. Характерным его признаком является высокий уровень абстрагирования, т.к. он оперирует символами, так же, как и комплексы. Совершенно уникальным его свойством является фиксация собственного времени личности*, которое в логических построениях представляется им в псевдогеометрической форме. Однако, несмотря на указанные признаки сложности, самостоятельная активность логико-аналитического центра невелика и сходна с активностью символов. То есть он сам по себе пассивен, а его активность инициируется главными системными деятелями.
7. Память личности. При всей своей неимоверной разветвлённости в параллельных мирах, она также является вспомогательным и обслуживающим органом личности. Память является базой для всякого процесса обработки информации, без неё невозможно никакое абстрагирование. Но вместе с тем, она пассивна и однообразна по устройству. По моим представлениям память совершенно равноправно хранит все внутренние символы, выработанные во всех вариантах существования личности. Тот факт, что мы помним одни вещи лучше других, обусловлен системой приоритетов, установленных для памяти извне. Приоритеты памяти устанавливаются сознанием и актуальным бессознательным с помощью эмоций. Роль эмоций, как показателей приоритета всех информационных операций в психике очень важна для существования индивида.
Если продолжить приведённую выше аналогию личности с городом, то можно уподобить аналитический центр канцелярии и главному вычислительному центру, а память – базе данных и центральной библиотеке.
Перейдём теперь к более подробному рассмотрению эвереттических процессов, осуществляемых личностью человека. Масштаб и характер склеек, определяющие выбираемую реальность, напрямую связаны с функционированием элементов личности. И в связи с этим нужно отметить, что из всех перечисленных элементов личности, только параметры всецело принадлежат одному конкретному слою реальности, т.е. одному ансамблю параллельных миров и соответствующей дифференциальной личности. Таким образом, к текущему материальному бытию привязаны только простейшие функции личности, связанные с начальным этапом оценки ситуации.
Остальные элементы объединяют в себе ансамбли, принадлежащие различным дифференциальным личностям, базирующимся в различных параллельных мирах. Например: в рамках смысловых измерений (контекстов) определяется, по каким критериям должно происходить распознавание и оценка реальности, т.е. происходит соотнесение параметров среды обитания с внутренними символами. Для этого необходимо обращение к памяти, которая очевидным образом, составлена из множества различных ансамблей миров, поскольку содержит внутренние символы личности.
Далее, при формировании символов последовательно активируются разные смысловые измерения (контексты параметров) – как здания строятся по этажам. Также обязательно используются те или иные горизонтальные связи (ассоциации) в структуре личности. Всем этим актам соответствуют склейки в многомерном пространстве выбора параллельных миров, причём, чем выше уровень деятелей в иерархии личности, тем обширнее качественный диапазон осуществляемых склеек.
В жизни комплексов используются совершенно определённые и характерные для них наборы символов, связанные с их ценностной ориентацией. Это соответствует вовлечению в психические процессы обширных массивов параллельных миров, объединённых применяемыми символами. Характер, частные и совместные проявления комплексов, а также проявления главного деятеля, определяют картину жизни личности. Личность, в целом, в каждый сознаваемый миг выбирает не самый вероятный для неё массив ансамблей параллельных миров, т.е. не совсем типичный для данного индивида. Но взятые в большом количестве, эти выборки становятся всё вероятнее и типичнее, т.е. ближе к линейно-логической характеристике личности. Так работает здесь закон больших чисел.
Стремления и пристрастия человека определяют характерный для него большой анклав миров, в которых он путешествует всю жизнь. Или, если выразиться наукообразно, статистически выделенный за большой промежуток времени массив параллельных миров, образованный из мгновенных выборок реальности сознанием, представляет собой качественную область существования личности в параллельных мирах. В разные этапы жизни личности области существования различаются. Но все они объединяются в рамках пожизненной качественной области индивида.
Хочу ещё раз предостеречь от отождествления личности с деятельностью сознания. Сознание – это всего лишь верхушка айсберга, очертаний которого в глубине бессознательного никто определить не может. Это невозможно просто принципиально, потому что личность является открытой системой и в её границы вовлекаются в соответствии с ситуацией, всё новые и новые содержания из коллективного бессознательного. Можно сказать, что личность сообщается через горловину принадлежащего ей коллективного бессознательного со всей бесконечной информацией Вселенной. Это делает возможности роста личности принципиально неограниченными и, в частности, даёт ей возможность оперировать символами бесконечной глубины.(15 О символах)
В связи со сказанным не следует переоценивать возможности и масштаб главного деятеля по сравнению с комплексами. На первый взгляд кажется, что масштаб склеек, производимых главным деятелем, определённо шире, ведь он осуществляет координацию психических процессов, тогда как комплексы проявляются лишь в частностях. Однако, нельзя забывать, что в сознательной деятельности заметны лишь верхушки комплексов, а основное их содержание сознанием не контролируется и напрямую не может быть оценено.
О подлинном масштабе склеек, осуществляемых при функционировании комплексов, более достоверно можно судить по сновидениям, т.к. сознание в этот период отключено. Всем известно, наверное, как красочны и сложны могут быть сновидения. Их глубина может намного превосходить обыденную жизнь сознания. Анализ сновидений показывает, что масштабы склеек, осуществляемые комплексами вне контроля сознания очень велики и, как правило, превосходят склейки, производимые сознанием. Деятельность же сознания привязана к якорю материальной действительности, ему постоянно приходится заниматься оперативным реагированием, а диапазон осуществляемых при этом склеек неизбежно узок.(15 Ситуационные склейки).
Такой показатель деятельности личности, как масштаб склеек является обобщённым и не очень конкретным. Наверное, при изучении эвереттических процессов выбора реальности и склеек будет выявлено огромное количество параметров этих процессов, которое позволит их классифицировать и формализовать. Можно ожидать, что в числе таких характеристик будут размер склеиваемых ансамблей параллельных миров, количество смысловых измерений, по которым происходят склейки, уровень этих измерений в иерархии личности, что является показателем абстрагирования и безусловно определяет масштабность склеек. Наверняка будет использоваться показатель количества ассоциаций, участвующих в формировании символов, т.е. количества склеиваемых ансамблей. Нужно будет учитывать как велик набор символов, используемых личностью, сколько комплексов и какой мощности участвуют в психических процессах, насколько они в этих процессах задействованы. Вероятно, как-то может быть оценена и глубина бессознательного, входящего в состав личности.
Сказанное выше о склейках, в процессе функционирования психики, различных ансамблей, относящихся к разным дифференциальным личностям, позволяет сделать вывод о существовании единой (интегральной) личности человека. В любой момент или отрезок времени человеческая психика существует как система взаимодействующих дифференциальных личностей. Из последовательно взятых моментов сознания формируется поведение индивида, которое и является характеристикой данной личности. Но таких вариантов поведения много – столько, сколько существует миров. И все эти характеристики лежат в рамках интегральной личности и различаются, в зависимости от выбора сознанием своей реальности.
Если применить к интегральной личности уже использовавшуюся ранее модель Юнга(15 Размышления о странствиях души), то получим следующую картину:
Интегральная личность предстаёт как тёмная сфера бессознательного, размер которой определяется потенциальной качественной областью существования. Тёмная сфера рассечена на сегменты-слои полупрозрачными плоскостями, которые обозначают границы материальной реальности каждой дифференциальной личности. Толщина этих слоёв характеризует опорные для каждого варианта сознания ансамбли материальных миров. На каждом из сегментов имеется светлая точка, олицетворяющая сознание. Многие из светящихся точек соединены между собой светлыми линиями трасс. Светлые линии изображают склейки, происходящие в ходе сознательной деятельности между дифференциальными личностями. Количество и набор соединений для каждой точки различны. Очевидно, чем больше количество соединений, тем больше масштаб склеек, производимых сознанием и тем богаче духовный мир соответствующей дифференциальной личности.
Однако, если присмотреться к сфере, на ней можно обнаружить множество тёмных точек, соответствующих бессознательным комплексам личности. И они также соединяются между собой густой паутиной теневых склеек. Но не только между собой. Многие теневые склейки тянутся к светлым точкам сознания, ведь комплексы безусловно влияют на сознательный облик дифференциальных личностей. Вот какой сложной получилась модель интегральной личности в многомирии. Однако, эта модель соответствует статике, а динамическая картина будет ещё сложнее.
Качественная область параллельных миров наиболее полно характеризует жизнь и возможности индивида. Она может динамично расширяться и перемещаться в направлении, выбранном в соответствии с ценностной ориентацией, к некоей идеальной области существования. Это характерно для развивающейся личности в стадии индивидуации или на подходе к ней. Но при стагнации личности область существования может сужаться и постепенно проваливаться в худшие качественные области, что ведёт к её дальнейшей деградации.
Непрерывно происходящий выбор реальности личностью, т.е. её динамика, описывается как перемещение внутри области существования. Текущее реагирование индивида начинается с переноса внимания на очередную задачу. Это означает, что сознательный центр личности переносится на новый ансамбль параллельных миров, соответствующий по своим качествам поставленной задаче. Этот ансамбль становится опорным, т.е. базовым материальным слоем бытия для текущего реагирования. Все оперативные построения сознания в данный момент «сейчас», связываются с этим с ансамблем материальных миров и с находящимся в нём материальным телом человека.
В новый момент склейки «сейчас» будет выбран новый опорный ансамбль, соответствующий по качествам намеченной сознанием цели, и новое тело, находящееся в этом слое реальности. На юнговской модели сегмент со светящейся точкой и набором тёмных переместится внутри сферы. Возникнут новые светлые и тёмные трассы склеек. И так далее.
Личность человека вырисовывается перед нами, как преемственная череда немыслимо сложных склеек «сейчас». Но не будем забывать, что эта личность, о которой мы рассуждали – всего лишь ничтожно малая доля системы интегральной личности, охватывающей все возможные варианты её развития во всех возможных вариантах параллельных миров. В связи с этим, представляется необходимым разделить «материальную» и «духовную» области существования человека. Кавычки здесь означают, что материальность и духовность разделяются в смысле достижимости человеком этих областей параллельной реальности физически, в течение его жизни.
Принципиально, в рамках эвереттической доктрины, и «материальные» и «духовные» варианты личности следует признать реально существующими. То есть, каждому «духовному» варианту соответствует набор материальных миров, где существует лучший или худший наш двойник. Однако, в реальной жизни человека, его материальная качественная область существования в параллельных мирах невелика, что обусловлено инерционностью и слабой изменяемостью его физического тела. Склейки же, происходящие в ходе психической деятельности конкретного индивида могут быть привязаны к далёким, недостижимым в реальной жизни ансамблям миров. Доля таких «духовных» склеек тем больше, чем выше освоенный личностью уровень абстрагирования. Очевидно, что духовная область существования личности может быть неизмеримо шире материальной.
Выше я назвал личность, в принципе, безграничной, и не откажусь от этого утверждения. Здесь только нужно внести очень важное уточнение. Если мы говорим о безграничности символов (15 О символах), то это относится к высокому уровню абстракций. То есть, склейки, осуществляемые на уровне абстракций несомненно перекрывают границы «материальных», в нашем понимании, миров. Здесь подразумеваются миры, существующие на основе «нашей» материи, в системе близких к «нашим» физических постоянных. Эти миры, примерно совмещаемы с картиной «нашей» Вселенной, то есть той, которую мы можем наблюдать с помощью приборов и зрительно. В предыдущих моих работах эта совокупность параллельных миров называлась качественным слоем бытия, или качественной областью существования Вселенной (14 Большой мир, Размышления о странствиях души). Наверное существует не только «наша» материя и не только «наши» миры. Но там действуют совершенно иные физические принципы, поэтому естественно, что склейки с ними на бытовом плане реальности крайне редко фиксируются сознанием.
И тем не менее, склейки, осуществляемые личностью за пределами качественной области существования Вселенной чрезвычайно важны для неё. Чтобы понятно было, о чём идёт речь, обозначу чуждые в материальном смысле слои Мироздания как «рай» и «ад» личности. То есть личность может выходить за качественные рамки материального мира Вселенной как в положительном, так и в отрицательном направлениях. В первом случае, она абстрагируется от прагматических оценок и разрастается в направлении бескорыстного служения ближним, человечеству, истине, справедливости, Богу. В противном случае она растёт во зле и эгоизме за рационально объяснимые границы, служит злу ради зла.
К чему приводят такие варианты развития личности? Она в крайних своих проявлениях (склейках) попадает в неустойчивые ансамбли параллельных миров, находящиеся на границе существования материального мира. Неустойчивость проявляется в том, что миры эти отрываются от нашего материального слоя и либо возносятся к высшим слоям бытия, либо проваливаются в низшую область, которую можно обозначить, как преисподняя. То есть, если перейти к образам, познаваемым в религиозном плане, происходит перманентный Конец Света и Страшный Суд, в которых постоянно участвуют составляющие квантовой системы многих личностей.
Стоит, наверное, задать вопрос о том, насколько познаваемы эти слои инобытия? Похоже, что пока они выходят за границу аналитических и количественных описаний науки. Качественное познание их возможно только в эмоциональном, описательном, поэтическом и мистическом аспектах. Ну что же, это тоже огромное благо для личности, которая таким образом осуществляет свою возможность безграничного роста. А науке хватит ещё надолго работы в открывшихся перед ней просторах многомирия.
Религия не противоречит научным изысканиям. Напротив, как нравственно ориентирующий аспект личности, религия способна помочь в достижении наукой оптимальных для человечества результатов. Не следует абсолютизировать достижения науки, не нужно также примитивно и буквально толковать церковные догматы и тогда между наукой и религией не будет взаимного антагонизма, а останется только проблема корректных взаимоотношений.
Возвращаясь к теме данной статьи, следует заметить, что перед исследователями психики, функционирующей в многомирии, встают проблемы немыслимой сложности. Этот раздел науки только начинает своё существование. Для него нужна надёжная математическая основа. Математическое моделирование психических процессов должно достичь небывалого совершенства. Это всё нужная, необходимая для познания Мироздания работа. И всё-таки, как уже наверное понял читатель, я убеждён, что «раскрыть тайну личности», как написали бы в популярных журналах, не удастся. Личность неисчерпаема, как Мироздание. Но ведь это и хорошо, не правда ли, уважаемый читатель?

Ноябрь – декабрь 2004. Нюрнберг.

*) В эвереттике, как, если приглядеться повнимательнее, и на всех других "делянках поля Познания", своё понимание времени, поэтому, чтобы не возникало путаницы, приведу замечание Ю.А. Лебедева (5): "В описаниях любых систем неизбежно возникают временнЫе аспекты, которые отражаются в языке в выражениях "в данный момент", "период протекания", "ранее", "позднее" и т.п. Все эти понятия прочно связаны с глубоко укорененной в нашем мышлении концепцией равномерного, независимого, всеобщего ньютонианского математического времени. Было бы нерационально отказываться от такого "встроенного в сознание" инструмента. В эвереттическом смысле эта концепция может быть обобщена через введение индивидуального квазиньютонианского времени для каждого системообразующего процесса. При этом у каждого процесса – свой квант времени. И в этом времени процессы линейны и равномерно длительны. Идея о "разнодлительных" квантах времени в долгоживущих системах принадлежит В.М.Сарычеву. Сознание – это явно иерархическая и долговременная система. Так что, как правило, представление о таком квазиньютонианском времени стоит за всеми выражениями, в которых язык "самопроизвольно" выражает мысль во временнЫх категориях. Если языковая конструкция имеет особый смысл, это специально оговаривается ".



Приложение. Новый городок в табакерке.

В тексте моей статьи человеческая личность была уподоблена городу. Я решил развернуть это сравнение и посмотреть, что получится? Если Вам любопытно, уважаемый читатель, взгляните тоже!
Итак, последуем примеру писателя Одоевского и построим новый «городок в табакерке». Вот он, перед нами! Поглядим-ка, внимательно, что там происходит? Правда, новый городок намного больше прежнего. Уж очень много в нём жителей! Пожалуй, Вы таких больших городов ещё и не видели. – Вот он Город – Личность! Сразу скажем, что в городе очень строгий губернатор – сознание. Это главный деятель нашего города, его представительное лицо и духовный лидер, без него всё бы у нас пошло вразброд и рассыпалось. По крайней мере, губернатор именно так считает. Он, человек упрямый, волевой и последовательный, в общем, крепкий политик. Губернатор старается контролировать всю жизнь в городе и направлять в нужное ему русло. Для этого ему служит пирамида власти, в которую входит любимое детище губернатора – контролирующий центр со многими подразделениями и связями. Пирамида власти – это сложная штука, она состоит из множества контрольных (правоохранительных) и исполнительных органов. Контрольные органы устанавливают, насколько соответствует установлениям власти деятельность жителей нашего городка и их объединений, насколько они преданы идеалу, провозглашённому губернатором. Для того, чтобы насаждать свою систему ценностей, губернатор подмял под себя всё руководство духовных объединений и политических партий и сделал себя их фактическим главой. Надо сказать, у губернатора диктаторские замашки. Он пытается единолично распоряжаться вычислительным центром и Плановым управлением, которые очень важны для поддержания нормальной жизни в нашем городе. Он поставил под свой строгий контроль базу данных ВЦ и центральную библиотеку, а ведь без них ни одного здания в городе не построишь. Мало того, он пытается прибрать к рукам все хранилища информации, но на это у него руки коротки. Свою власть губернатор пытается распространить на все горизонтальные и вертикальные связи внутри города. Однако же, это получается далеко не всегда. В городке главы районов, называемых «комплексы», ведут себя как удельные князья. Раньше-то у них была с губернатором настоящая война. А сейчас наступили более спокойные времена – объявили вечный мир и назвали это «индивидуация», поэтому в районах больше не строят баррикад и не воюют с городской полицией. Главы районов, т.н. комплексов, заняли теперь очень хитрую позицию. Губернаторский порядок наблюдается только днём, а как только губернатор ложится спать, власти районов полностью вступают в свои права. Каждый глава местной администрации делает по ночам свою собственную политику, хозяйственная и культурная жизнь просто кипит. Да это, наверное и неплохо, потому что единообразные требования и моральные установки губернатора сильно стесняют свободу горожан. Если бы они выполнялись круглые сутки, то, пожалуй, вся жизнь в городе бы остановилась. А так каждый может заниматься своим делом, иметь маленький (или большой) доход и расслабляться в любимом времяпрепровождении. Надо сказать, что губернатору известно о ночных послаблениях власти от соглядатаев и научных консультантов, но он, как умудрённый жизнью человек закрывает на это глаза. Он знает, что это единственный способ сохранить гражданский мир и приличный экономический и культурный уровень. И он понимает, конечно, что излюбленные его идеалы не могут быть достигнуты большим скачком или культурной революцией. К ним нужно продвигаться постепенно. В результате такой мудрой и последовательной политики, жизнь теперь в городе не так уж плоха. И он добивается высоких показателей, по сравнению с другими городами.
Главный спорный вопрос между губернатором и районными властями состоит в том, какие дома строить. Так уж повелось, что дома – это символы господствующей системы ценностей. Городские районы очень сильно различаются по образу жизни и по общепринятым ценностям. И это естественно. У городских пролетариев своя жизнь, а в богатых районах совсем иная. Припортовые районы желают гулять день и ночь, а живущие вокруг монастыря святоши хотят только молиться. И поэтому дома всем нужны разные: мало этажные и многоэтажные, особняки и жилые массивы, тихие усадьбы и игровые центры. У губернатора засел в голове образ идеального города и он насаждает массовую застройку. Для этого он и прибрал к рукам ВЦ с базой данных и плановое управление. И надо сказать, постепенно, исподволь, характер нашего города меняется. Всё больше становится домов – символов губернаторской власти.
В последнее время в городе стало престижно жить на верхних этажах. Чем выше ты живёшь, тем значит, выше твой чин в городской иерархии и больше жителей тебе подчиняются. Этажи называются «смысловые измерения» и на каждом обосновалась своя кампания по интересам. Поэтому живут на этажах обитатели дружно и выбирают для своего представительства старшего жильца, которого называют «контекст». Он задаёт тон всей компании, а прочие обитатели – параметры, как их называют, под него подлаживаются. Любимое занятие параметров – глядеть в окошки на разные стороны и сообщать о том, что видят контексту, а тот уж составляет общую картину. Контексты отчитываются за то, что видят их подопечные параметры, перед домоуправом здания-символа, а тот составляет обобщённый символический отчёт и посылает его в зависимости от времени суток в городскую или в районную администрацию.
В общем, жизнь в городе-личности протекает напряжённо и не затихает ни на минуту. Больше всех, конечно, активны власть имущие, но они и других толкают, теребят и не дают заснуть. В городке только один губернатор и высыпается, оттого, что он умный. Самая последняя новость в городе такая. Пришёл недавно к губернатору самый умный наш учёный и подал мудрёный трактат. Тот взглянул и ничего не понял, кричит учёному: «Что ты мне голову морочишь! Говори своими словами, в чём суть». – А учёный и говорит ему: «Вся твоя жизнь и всех наших жителей деятельность и все ваши отношения называются склейки параллельных миров». И как ни странно, все ему поверили. – Вот такая получилась сказка.


Список использованных источников


1. Лебедев Ю.А., Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил. Кострома, 2000 г. Интернет-копии http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm. и http://www.sciteclibrary.ru/books/text/titul.htm

2. ЛебедевЮ.А. "Эвереттизм без Эверетта" http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/ewe.htm

3. Лебедев Ю.А. Историческая стрела времени в эвереттике (постановка некоторых проблем эвереттики, темпорологии и физики) Рукопись

4. Лебедев Ю.А Возможность экспериментальной проверки эвереттического многомирия. Рукопись.

5. Лебедев Ю.А. Частное письмо.

6. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Москва 1994 Мир

7. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс

8. Лосский Н.О. Физика и метафизика. «Русская мысль» № 1455 за 1959г Париж

9. Менский М.Б. ,"Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов",УФН, т. 170, N6, 2000 г., стр. 631 - 648. Интернет-копия http://everettian.chat.ru/Russian/Mensky.html

10. Менский М.Б. Квантовый мир и сознание
http://doktora.nm.ru/15.10.03.htm

11. Юнг К.Г. Я и мы. Москва 1994 Наука.

12. Юнг К.Г. Человек и его символы. Москва 1997 Университетская книга

13. Everett Hugh, "Relative State Formulation of Quantum Mechanics", Reviews of Modern Physics, 1957, v. 29, N3, p.454 - 462 Интернет-копия http://www.univer.omsk.ru/omsk/Sci/Everett/paper1957.html

14. Костерин А.М. Большой мир; Размышления о странствиях души. http://filosof.net/disput/kosterin/kosterin.htm

15. Костерин А.М. Осенние прогулки по параллельным мирам, О символах, Ситуационные склейки, Критика Лосского, Отношение к Лосскому. Рукописи.