Главная

Новости проекта

Библиотека Центра

Сотрудники Центра

Эвереттическая литература

Толковый словарь

Эксперимент

Ссылки

Контакты

Форум

 

Костерин А.М.

Ритмы Мультиверса

Для начала следует, наверное, пояснить заголовок. Мультиверс (или Мультиверсум) – это Мироздание, понимаемое как многомирие. То есть это универсальная система параллельных миров, в которых отражены все варианты всех возможных событий, начиная с квантового уровня. Мультиверс относится к кругу понятий эвереттизма – раздела науки, построенного на многомировой концепции Эверетта.(7) Обширную информацию на эту тему, как и основополагающую работу Хью Эверетта, можно найти на этом же сайте, поэтому я не стану отвлекать внимание читателей на подробные объяснения.
Эта статья является попыткой построить непротиворечивую динамическую модель жизни Мультиверса как системы, где существование всех, вообще, объектов органично слито во всеединство. Поскольку такое моделирование на грани непознанного заведомо не является научным исследованием, то я и не пытался втиснуть свои построения в рамки существующей научной парадигмы. Основными критериями при постройке этой модели были принципы гармонии, цельности и непротиворечивости.
Итак, перечислю основные постулаты, положенные в основу модели:
1. Все изменения, происходящие в нашем мире, несущие хотя бы один квант действия, являются проявлением деятелей, реализующих свою свободную волю в рамках законов природы разного уровня. Никакое действие невозможно без деятеля, инициирующего его. Вся материя, т.е. всё сущее – это лишь многообразные формы проявления различных деятелей. Деятели субстанциональны, что означает их вечность и неуничтожимость в составе мира. Это основа бытия. Такой подход к объяснению Мироздания не нов. Он получил в философии название «панпсихизм». Наиболее совершенное, на мой взгляд, выражение панпсихизм получил в трудах великого немецкого учёного К.Г. Лейбница и русского философа Н.О. Лосского. (4,5,6) Я трактую деятелей как кванты единого творящего мир Поля. Этот постулат имеет, по-моему, такое же право на существование, как и прочие аксиомы, положенные в основу научного знания, если конечно, практика оправдает его применение.
2. Элементарный деятель является простейшим ядром личности. Он обладает стремлением к улучшению качества бытия (информационному богатству), которого добивается, сочетая стремление к сотрудничеству с другими деятелями и стремление к обособлению. (4) Все изменения деятелей оформлены «внешним» образом, т.е. через материальные взаимодействия и формы. Предполагаю, что стремление к сотрудничеству реализуется в полевой форме, т.е. все взаимодействия в мире имеют полевой характер. Это соответствует современным научным представлениям. Полевой характер всех взаимодействий означает их континуальность, т.е. принципиальную встроенность в систему всеединства. Стремление деятелей к обособлению в некоторой области пространства реализуется в дискретных материальных формах, т.е. простейшие деятели «одеваются» в элементарные частицы, а более сложные формируют ограниченные в пространстве материальные тела. Все отношения деятелей в этом мире явлены через их материальные полевые связи. В целом же можно сказать, что всякому духовному содержанию в нашем мире соответствует материальная форма (всякой информации соответствует определённый физический носитель).
3. Деятели, вступая во взаимодействие создают свои материально-информационные коконы, которые заключают в себе весь накопленный ими опыт существования. На элементарном уровне память частиц и систем заключается в их физических параметрах: энергии, моменте, координатах, составе систем, и т.д., то есть всей соответствующей им информации. Чтобы понять, что физическое состояние деятелей – это память о пройденном ими опыте, надо вспомнить о том, что Мультиверс по нашему определению представляет собой систему всеединства, а накопленное деятелями достояние – это их форма, индивидуально определяющая их место в этой системе. Каждое изменение состояния деятелей запечатлевается в системе параллельных миров Мультиверса, что и отражено в предлагаемой ниже модели. То есть, сам материальный объект, описываемый уникальной информацией, плюс никуда не исчезающие прошлые его состояния, – это и есть память деятеля. Из сказанного можно сделать вывод, что нет двух одинаковых деятелей, даже если они имеют однотипные материальные оболочки. Например, что два атома водорода отличаются, в зависимости от предистории каждого. Предполагаю, что эти отличия выражаются в характере выбираемой ими действительности, т.е. в принадлежности указанных атомов к разным типам линейной классической реальности. Для них наиболее вероятной является разная реальность. Хотя, конечно, такое предположение нуждается в углублённой проработке и подтверждении. После элементарного уровня следует множество этапов построения иерархических систем деятелей и развития их связей. В соответствии с этим совершенствуется и форма деятелей, а их память, становится разнородной и «многоэтажной». На человеческом уровне системообразующий деятель объединяет в единую систему (со многими уровнями автономии) человеческое тело и личностные полевые структуры, реализующие духовное содержание личности. Механизм человеческой памяти является сложной и разветвлённой структурой, укоренённой в системе всеединства. Память Мультиверса едина, но каждый деятель имеет свой доступ к ней, обусловленный его индивидуальными качествами. Основной принцип её действия состоит в склейке актуальных миров Мультиверса с мирами, выявленными в прошлом. (см. п. 6) Личность человека, как и все прочие деятели стремится к расширению ареала своего существования в параллельных мирах. В связи с этим, можно сказать, что личность континуальна, т.е. потенциально соизмерима Мультиверсу.
4. Все коммуникации, все взаимодействия деятелей происходят при посредстве информационного объединяющего и оптимизирующего Центра Вселенной. Это положение было впервые высказано в философском трактате Г.В. Лейбница «Монадология». Я рассматриваю этот Центр, как явленный в мире Абсолют. ( На прямой вопрос: Центр – это Бог? – я отвечаю: нет, Центр – это не Бог, а рациональное представление о Божественной функции в нашем мире. То есть, мы оставляем за скобками метафизику и рассматриваем аксиоматическое состояние Мироздания. Бог по определению не может быть включён в научное рассмотрение, а философская концепция – может. Метафизика может быть исходной позицией, но не может быть объектом научного рассмотрения.) Если принять этот принцип, то возникновение психической качественной стороны бытия деятелей можно объяснить отображением качественного бытия Абсолюта в доступной им форме. Если читатели знакомы с принципом голографии, то они поймут, что такая концепция реализует голографический принцип устройства мира: «всё во всём». Она же объясняет адекватность познания познаваемым объектам, интуицию и все загадочные психофизические явления. Такой постулат означает принципиальную истинность нашего познания, хотя и допускает неполноту его в связи с ограниченными возможностями сознания. Делая выводы из недостаточных знаний, мы впадаем в заблуждения. Однако, по мере накопления знаний, доля истинности в наших построениях возрастает. В этом контексте можно предложить ещё одну рациональную модель мироустройства (которая совместима с голографической): Можно представить себе Мультиверс, как огромный квантовый компьютер, реализующий единую программу, а деятелей можно представить как кубиты этого компьютера или терминаторы, обладающие определённой свободой выбора в рамках программы. Обосновывается эта модель в следующем постулате. Хочу подчеркнуть ещё раз, что предлагаемые модели являются сугубо рациональными и не претендуют на отображение неисчерпаемой иррациональной глубины бытия.
5. Мир Мультиверса изначально существует как перепутанная квантовая система. Т.о. в нём присутствуют все варианты всех возможных событий в суперпозиции. Каждое квантовое событие во Вселенной выявляет один из конкретных вариантов её бытия (параллельный мир), что соответствует всеобщему характеру связей деятелей через Центр. В физических терминах это соответствует вселенскому ЭПР эффекту. Причём, наблюдателями, выявляющими состояние Вселенной здесь являются как участники действий, так и координирующий Центр. Я считаю реализованные элементарными взаимодействиями квантовые состояния Вселенной статичными (как картинки). Каждое квантовое состояние является совершенно определённым качественно, т.е. полностью детерминированным. А вот выбор миров, переходы между ними, выражают свободу воли деятелей, т.е. отражают «свободную причинность». Таким образом сочетаются свобода воли и законосообразность в устройстве мира. Свободная воля деятелей выражается на примитивном уровне – как случайность; на биологическом уровне – как произвол (спонтанный выбор в одном из конкретных контекстов); на человеческом – как выбор смысла действий, т.е. контекста поведения. Человек способен выбирать не только варианты поступков, но и направления развития.
6. В рамках взаимодействий частиц, поскольку в них участвует, по меньшей мере пара наблюдателей, выявляющих их качественное состояние, квантовые реализации Мультиверса «склеиваются» – миры совмещаются в контексте этих взаимодействий. Предположение о склейках миров выдвинуто и теоретически обосновано Ю.А. Лебедевым.(3) Очевидно, что внутренние взаимодействия деятелей в образованных ими системах выглядят как совмещение выбираемых ими миров в контексте их внутрисистемных связей. На каждом новом этапе взаимодействия выбираемые «картинки» миров выстраиваются в причинно-следственные цепочки, соответствующие «памяти» наблюдателей и образуют «ансамбли» миров. Склейки ансамблей осуществляются в ограничивающих контекстах законов природы. C образованием систем, деятель во всё большей степени выражается в сотрудничестве, а не в обособлении. Главная его сущность это связи, внутренние и внешние. Поэтому полевая форма реализации становится преимущественной для выражения содержания системообразующих деятелей. Например: полевой комплекс ядра или атома. Тем более, это справедливо для системы деятелей человека. Полагаю, что человеческой душе соответствует, в качестве носителя информации, очень сложный комплекс полевых структур. (8) При увеличении сложности систем, возглавляющие их деятели наращивают число своих измерений взаимодействия. Я понимаю это буквально, как структурирование поля взаимодействия в дополнительных измерениях. Предполагаю, что новые измерения взаимодействий деятелей разворачиваются в однозначной связи с появлением новых уровней подчинённости в их системах. Макрособытия соответствуют склейкам ансамблей миров в контекстах классических законов природы и реализуемой свободы участников. Элементарные квантовые реализации образуют сплошную сетку миров, но в макромасштабе события вероятностно стягиваются (в некотором диапазоне) к линейно-классическим картинам мира. Тем не менее, этих картин множество, даже в рамках антропной действительности. И каждой такой картине классической реальности может соответствовать определённый вариант человеческой личности с собственным сознанием. Человеческая личность – это колоссальная, постоянно обновляемая склейка миров. Таким образом, полная человеческая личность представляет собой Мультивидуум, т.е. многомировую совокупность всех полностью и частично реализованных её составляющих в различных мирах.
7. Каждому квантовому взаимодействию соответствует собственное пространство-время параллельного мира, но существует и объединяющее все миры пространство-время «абсолютного мира событий», если использовать формулировку А.К. Гуца.(1) Мной предполагается реляционная природа пространства-времени, т.е. оно порождается взаимодействием деятелей. Как указано в п.3, наш мир существует как система всеединства, построенная по голографическому принципу. В соответствии с этим каждое элементарное взаимодействие выявляет всё мировое пространство со всеми имеющимися в нём объектами. Каждое качественное состояние Вселенной, выявленное элементарным событием, существует дискретно, но оно связано квантовыми переходами с другими мирами, отображающими другие качественные состояния. Это реализуется выборами других деятелей через посредство Центра. Последний, собственно, и организует изменчивость реальности, являясь абсолютной смысловой связкой всех миров. Таким образом, если изменчивость реальности осуществляется переходом деятелей из одного мира в другой, то это должно происходить последовательно в некоем общем пространстве-времени Мультиверса. Это и есть абсолютный мир событий. Повторюсь, что элементарные квантовые состояния Вселенной, склеенные во времени причинно-следственными связями образуют ансамбли квантовых явлений, которые, в свою очередь, статистически стягиваются к линейным вариантам действительности, т.е. к вариантам макрособытий. Все склейки образуют собственное пространство-время взаимодействий. Имеется в виду, что склейка предполагает объединённость или связанность в пространстве-времени элементарных реализаций. В пространстве – потому что взаимодействие предполагает объединённость в пространстве. А во времени – потому, что большинство склеек многоэтапны. В склейках, организуемых сложными системами деятелей, все вышестоящие уровни влияют на характер элементарных квантовых реализаций, т.е. участвуют в выборе действительности. Очевидно, что варианты макрореальности существуют как огромные анклавы параллельных миров, включающие в себя все качественные возможности этого варианта бытия. В свою очередь, эти варианты объединяются в слои бытия, такие, например, как антропная Вселенная. Различные варианты реальности и слои бытия преимущественно проявляются в различных областях пространства-времени абсолютного мира событий, а именно, в тех, где они имеют наибольшую вероятность.
Поскольку, основы рассмотрения изложены конспективно, то они, возможно, вызовут много дополнительных вопросов. Надеюсь, что читатель сможет найти ответы в дальнейшем изложении и в других статьях. (8,9,10,11)
Наконец, определив основы, можно попытаться представить себе общую динамику Мультиверса. Итак, каждый деятель может время от времени реализовывать свою свободную волю, совершая выбор всемирной реальности. Конечно, он это делает с помощью координирующего Центра, но реализация его обязательна для всех прочих деятелей его вселенной. После своей реализации деятель умопомрачительное число раз участвует, при реализации мира другими деятелями, в выбранной им реальности, которую запомнила мировая система всеединства. Так он ожидает, пока снова не придёт его черёд взаимодействовать и выбирать свой новый мир. Причём, выбор им той или иной реальности подчиняется всё тем же вероятностным законам.
Логично предположить, что выборы реальности, в которой участвуют деятели, происходят более или менее ритмично, по крайней мере, во время их монотонного существования на конкретной ступеньке эволюции. За это говорит сама повторяемость мира, тождественность его самому себе. Физические законы выполняются неизменно, хотя и статистически, границ их выполнимости мы в обычной жизни не замечаем. Мир неизменно остаётся системой, а жизнь системы всегда ритмична. Изменения системы происходят при частичных изменениях её ритмов, но всегда остаётся и неизменная динамическая основа её существования в виде ритмов, на этот момент стабильных. Сама возможность познания говорит о ритмичной динамике мира. Иначе невозможна была бы никакая систематизация, подсчёты, статистика, вывод закономерностей.
Конечно, рассматривая жизнь отдельной элементарной частицы, трудно представить, что её взаимодействия ритмичны. Однако, ритм её реализации задаётся усреднённой частотой чужих взаимодействий, которых на временном отрезке между взаимодействиями данной частицы умещается очень и очень много. Количество элементарных частиц, проявляющихся в нашей антропной вселенной очень велико, что и даёт возможность говорить о стабильности базового ритма реализации. Следует заметить, что реализации квантовых состояний вселенной, для каждой из частиц равноценны, независимо от того, где произошло событие, реализующее мир в данный момент.
Разумеется, разные собственные реализации частиц принадлежат к разным мирам. Однако одни миры выбираются с большей вероятностью, т.е. чаще, чем другие. Об этом свидетельствует тот неоспоримый факт, что из случайных квантовых событий образуется классическая линейная реальность. Именно так – через статистическое стягивание в линейные процессы проявляется их разная вероятность для нашего пространства-времени. В общем виде, частота собственных реализаций в разных мирах для одних и тех же частиц описывается законом распределения вероятностей. Полагаю, что характер вероятностного распределения взаимодействий является фундаментальным описанием свойств конкретного типа деятелей. И ещё: чем крупнее система деятеля, тем относительно уже будет кривая распределения вероятности его выборок реальности, стягиваясь постепенно к линейной физической картине мира. Однако, на биологическом и на ментальном уровнях появляются новые возможности ветвления линейной физической реальности. Мною это трактуется так, что появляются контексты, которые можно откладывать по дополнительным временным осям: биологической и ментальной. (9)
Давайте попробуем представить, как реализуется наш мир, т.е. слой параллельных миров в котором мы обитаем. Рассмотрим какой-нибудь единичный электрон, который с наибольшей вероятностью проявляется в Солнечной системе. Вот, он только что провзаимодействовал с другим электроном, чуть не столкнулся и изменил свою траекторию. Этим оба электрона реализовали единичное квантовое состояние Мультиверса – склеенный их взаимодействием мир, максимум вероятности которого находится в нашей космической области. Теперь наш электрон находится в относительном покое, и ожидает следующего случая проявить свою свободную волю. Но его относительный покой (полёт по инерции) всё равно выявляется в нашем мире реализациями других частиц, взаимодействующих в Мультиверсе и выбирающих наш мир. Можно сказать, что всемирная система запомнила последнее состояние электрона и воспроизводит его, внося автоматически коррекции. Мне трудно говорить о конкретном числе этих принуждённых для нашего электрона реализаций, но оно огромно, как целая скучная жизнь. К такому же выводу читатель придёт, если попытается хотя бы приблизительно оценить количество квантовых взаимодействий в Мультиверсе. Ведь по меньшей мере все взаимодействия, которые происходят в границах антропной вселенной статистически участвуют в реализации мира, центр вероятности которого находится в Солнечной системе. Я полагаю, что такт реализаций нашего мира должен составлять около 10 в –43 сек. Это та «сетка объективности», тот материальный фон нашего мира, на котором происходят все остальные, более крупные (и более редкие) взаимодействия.
Итак, можно сделать вывод, что ритмичность является неизбежным атрибутом общей системности. Другой вывод, что характер ритмов реализации конкретной системы является важнейшей характеристикой свойств данной системы. Попробуем проанализировать ритмы и их значение в многомировой концепции мироздания. Прежде всего, хочу ещё раз подчеркнуть принципиальное сродство рассматриваемых ритмов Мультиверса и т.н. «космических ритмов». Под последними понимается цикличность причинно-следственных цепочек, реализуемых в линейной классической реальности. Ритмы Мультиверса – это понятие статистическое, но они лежат в основе цикличности классических процессов. На уровне элементарных деятелей эти ритмы характеризуют частоту выборки тех или иных миров Мультиверса. Для более сложных деятелей эти ритмы характеризуют частоту выборки соответствующих динамике их развития новых ансамблей и анклавов миров.
Рассмотрим, как включаются в ритмы Мультиверса различные деятели. Если свободная воля деятеля реализуется в виде случайности (мир неживой природы: частицы, атомы, молекулы), то каждый его последующий выбор мира определяется по отношению к предыдущему случайно и описывается статистически в соответствии с законом распределения вероятности. Очевидно, что эволюция этого деятеля будет просматриваться при большом числе взаимодействий как колебания около траектории, описываемой классическими законами. Действует закон больших чисел и эволюция деятеля выглядит как принудительная, осуществляемая вопреки проявлениям его свободной воли. Деятель, хотя и «гуляет» в различных своих выборках по довольно экзотическим мирам, однако, статистически, при большом числе взаимодействий, принадлежит к одной линейной классической реальности, а именно, к той, в которой возник.
Посмотрим, что происходит с деятелями более высокого уровня, принадлежащими к миру живой природы. Их существование описывается с помощью понятия «поведение». Поведение свойственно для всех живых существ и подразумевает целенаправленное (предпочтительно, опережающее изменения обстановки) изменение ими своих физических параметров. С позиций выбора деятелями реальности, поведение означает ветвление выбора параллельных миров не только по пространственным параметрам, но и по временным. Ветвящиеся во времени миры выявляют различные варианты поведения. То есть, время становится параметром выбора, выбор планируется. Это возможно только в одном случае: если на случайный выбор элементарных составляющих биодеятеля накладывается постоянно действующий фактор, сдвигающий ритм выбора в нужном направлении. Т.е. в составе системы деятеля появляются некие фазосдвигающие цепочки, которые влияют на общий выбор всех деятелей системы по указанию главного деятеля. На ментальном уровне физическая и биологическая реальность начинает ветвиться в соответствии с осмыслением событий. Выбор линии развития предполагает участие ещё более гибких фазосдвигающих структур, при выборе поведения. Но эта сложная тема заслуживает рассмотрения в отдельной статье.
Фазосдвигающие структуры, влияющие на выбор миров подразумевают вполне конкретные механизмы: физические, химические, полевые. Раскрытие их – дело не такого уж далёкого будущего, о чём говорят успехи в изучении ДНК и РНК. Вообще, обращаю внимание читателя на то, что при рассмотрении данной модели Мультиверса, когда речь идёт о деятелях, подразумеваются совершенно конкретные физические (а не метафизические) механизмы их взаимодействий. Метафизики в этом рассмотрении минимум, она сосредоточена в исходной позиции, предполагающей панпсихизм. Это соответствует заявленному в начале постулату, что все отношения деятелей в этом мире явлены через материальные взаимодействия.
Продолжим, однако, наше рассмотрение ритмов Мультиверса. Выше не зря были упомянуты молекулы ДНК и РНК, управляющие наследственностью. В предыдущих статьях (10,11) я уже приводил свою трактовку их работы с позиций многомирия. По-моему, эти молекулы можно уподобить связкам ключей к параллельным мирам, которые часто посещались предками рассматриваемого субъекта. То есть отдельные фрагменты наследственных молекул, будучи активированы в ходе развития, диктуют попадание развивающегося индивида в те или иные параллельные миры (анклавы миров, поскольку речь идёт о макро субъектах). Таким образом, в ДНК закодирована не наследственная информация, а вход в неё как в целый мир. Это не конечная информация, а бесконечная! Путь предков может быть повторён на разных уровнях развития, т.е. относительно. Думаю, что для духовной жизни человека это положение достаточно важно и его нельзя не учитывать. Что же касается механизма, при помощи которого геном управляет развитием то исходя из предыдущего рассмотрения, естественно будет допустить, что его фрагменты представляют собой уже упоминавшиеся фазосдвигающие цепочки. Здесь хочу ещё раз подчеркнуть, что геном – это микрообъект и его изменения и взаимодействия происходят по законам квантовой механики, т.е., за счет элементарных деятелей низшего ранга по законам вероятности. Процесс же развития зародыша – это явно целенаправленный макропроцесс. Так что постоянно действующий фактор, в виде фазосдвигающих структур, сдвигающих выбор реальности тут налицо.
Однако, «куда ж нам плыть?» Куда сдвигают нас фазосдвигающие структуры, как они сориентированы? Попробуем установить соответствия между параметрами ритмов и выбором реальности. Начнём с появления деятеля – первоначальной материализации в явленном мире или «воплощения» при переходе на более высокую ступеньку системной иерархии. Первоначальный выбор для материального (корпускулярного) тела деятеля означает выбор того мира, где ему физически предстоит существовать в данном качестве. В своей макроистории он будет линейно следовать причинно-следственным связям этого первоначального мира, точнее анклава миров, о чём уже упоминалось выше. Но это для деятеля статичного, принадлежащего к неживой природе. А вот если деятель принадлежит к живой природе, если он наделён свойством качественного развития, то анклав выбираемых им миров должен перемещаться внутри большого слоя бытия. Это значит, что вероятность попадания деятеля в первоначальный мир должна уменьшаться, а вероятность попадания в следующий по программе развития мир должна увеличиваться. То есть должен происходить как бы фазовый сдвиг в выборе реальности, причём не случайный, а постоянно действующий, что даст статистически макроэффект попадания в следующий по линии эволюции мир. Следует заметить, что на уровне сознательных деятелей сильное влияние на выбор действительности, помимо биологических механизмов, играют психологические. Для сознательных деятелей реализуется принцип воздаяния по вере, имея в виду под верой обобщённую характеристику духовной жизни.
Продолжим рассмотрение вероятностных ритмов выбора реальности для отдельного слоя бытия Мультиверса. Я имею в виду нашу, антропную вселенную, поскольку другие миры пока недоступны для нашего изучения. Выше уже упоминалось, что для деятелей неживой природы, или лучше сказать, для деятелей физического уровня параметром ветвления является пространственные координаты. Это следует из основополагающего принципа эвереттизма, гласящего, что все квантовые состояния частицы, описываемые волновой функцией являются реальными. Без измерения невозможно установить, где находится, на самом деле, частица в данный момент. То есть все возможные (помимо момента наблюдения) положения частицы на траектории являются реальными и расположенными в параллельных мирах. Однако, вероятность их нахождения в разных областях пространства разная. Наиболее вероятно их нахождение в лаборатории, где производятся измерения, менее вероятно их нахождение возле орбиты Марса и ещё менее вероятно их пребывание в туманности Андромеды. Это миры с разной вероятностью.
Последнее утверждение вполне может быть перенесено на макрореальность нашей вселенной, для этого нет никаких логических препятствий. Тогда, если мы примем нашу космическую область (Солнечную систему) как центральную для слоя наших антропных миров, то реальность этого слоя бытия будет иметь разную вероятность в нашем центре и на периферии. На периферии антропной вселенной наша реальность менее вероятна. Что значит: меньшая вероятность реальности? Просвечивает она, что ли? Нет, просто можно сказать, что мир, соответствующий нахождению частиц в лаборатории будет выбираться относительно редко на периферии вселенной. А чаще будет выбираться другой мир, не наш, а наиболее вероятный для той области пространства. Этот, наиболее вероятный, т.е. соответствующий другой линейной макрореальности мир периферии будет формировать другое пространство-время по отношению к нам (исходя из реляционного принципа возникновения пространства-времени). Поэтому мы просто не можем знать какова эта самая периферийная макрореальность. А можем наблюдать лишь ту классическую реальность, которая расположена в нашем пространстве-времени и которая на периферии выбирается редко. И эта особенность нашего линейного существования играет с нами интересную шутку, которую мы называем «разбегание вселенной».
Поясню, в чём тут дело. Как я уже говорил, наш антропный мир будет выбираться в квантовых взаимодействиях относительно реже в отдалённых областях, чем у нас, в центре. Это значит, что этих взаимодействий просто меньше приходится на единицу нашего времени. Поскольку, для формирования макрореальности там требуется не меньшее количество квантовых взаимодействий, чем у нас, то это будет означать, что макрореальность там будет формироваться медленней, чем у нас. То есть время нашего мира там как бы замедляется. Это замедление и проявляется в сдвиге частот воспринимаемых нами излучений и расценивается нами как доплеровский сдвиг. Вот мы и делаем вывод, что вселенная разбегается, причём с возрастающей, по мере удалённости, скоростью. А она не разбегается, а просто отстаёт от нас по времени соответственно удалённости.
Описанная вероятностная модель антропной вселенной предполагает возникновение естественной её границы. Уменьшение вероятности квантовых событий, принадлежащих к нашему миру приходит, наверное, к некоторому порогу, за которым перестает работать закон больших чисел и квантовые события перестают стягиваться в классическую макрореальность нашего типа. А может быть, дело в том, что пространство различных параллельных миров, вполне вероятно, обладает различными свойствами. Эти свойства характеризуются набором мировых констант, значения которых будут иметь вероятностный характер, в связи с вероятностным характером выбора миров. Известные нам мировые физические постоянные установлены экспериментально для нашей области вселенной. Поэтому возможно, что в отдалённых точках пространства усреднённые значения мировых констант выходят за рамки, дозволенные «антропным коридором» и вследствие этого формы материи там существенно отличаются от наших.
Попробуем теперь определить, какой смысл имеет частота выборки миров, как она характеризует деятелей? Причём, смысл этот, наверное, не является частным смыслом антропного мира, но распространяется на весь абсолютный мир событий. Очевидно, чем крупнее деятель, чем сложнее его система, тем больше соответствующий его выборкам ансамбль параллельных миров. Вследствие этого, выстраивается иерархия взаимодействий с соответствующими ритмами выбора реальности. Чем сложнее деятель, тем масштабней его склейки, т.е. больше квантовых событий объединяются на каждом этапе его взаимодействий и тем реже следуют эти этапы. Чем совершенней деятель, тем реже следуют его выборки реальности. Хотя закономерность эта вряд ли носит линейный характер, скорее всего она ступенчатая. Возвращаясь к описанной выше схеме развития под управлением ДНК, можем теперь уточнить, что для развития системы, фазовый сдвиг выбора должен происходить в сторону уменьшения частоты.
Теперь установим, какое значение имеет для деятеля его координата в абсолютном мире событий. Для начала надо сформулировать постулат равной достоверности для всех областей Мультиверса. Этот постулат вытекает из предположения что во всех реализациях участвует одинаковое число деятелей – все, которые есть в Мультиверсе. Поэтому частота реализаций в любой области будет одинакова. Как уже указывалось, каждая область характеризуется тем, что для неё наиболее вероятен определённый конкретный тип реальности, который и реализуется в местном варианте классической макро действительности. Вероятно, каждому конкретному типу реальности соответствует характерный для него набор мировых констант. Но ритм реализаций одинаков для любой области абсолютного мира событий, что и обеспечивает связанность всех областей и незаметный переход, от одной линейной реальности в другую при перемещениях в пространстве. (А также плавное изменение значений мировых констант). Итак, достоверность реальности в любой точке Мультиверса неизменна. А, вследствие этого, можно утверждать, что темп реализаций – фундаментальная константа Мультиверса. Этот раздел моей статьи является ответом на утверждение Е.М. Иванова о том, что достоверность параллельных миров может уменьшаться до исчезновения. (2) Напротив, я утверждаю, что для любой реальности в абсолютном пространстве-времени Мультиверса можно найти такую область, где эта реальность будет наиболее достоверной. А абсолютная координата области Мультиверса полностью определяет свойства, характерные для этой области пространства-времени. То есть, абсолютная координата связана со значением мировых констант для этой области Мультиверса.
Итак, пора делать выводы:
Ритмы творения определяют мир, в котором мы находимся, а также говорят о нашем уровне на лесенке эволюции деятелей.
Человек рождается в определённом мире, от которого начинается отсчёт его ритмов. Этот факт может служить основанием для астрологических предсказаний. Разумеется, знаки Зодиака относятся к моменту рождения чисто формально: как цифры на циферблате вселенских часов.
Элементы ДНК являются фазосдвигающими элементами. Они сдвигают фазу включения человека в мир и он, в соответствии с этим появляется всё в новых и новых мирах, закодированных в его генной памяти.
Развитию – росту сложности соответствует замедление ритма включения во вселенский цикл.
Ритм для каждого типа деятелей задаётся количеством этих деятелей и их сложностью… И ещё, вероятно, много можно сделать далеко идущих выводов на основе предлагаемой модели. Предлагаю читателям своеобразную игру: кто больше сделает выводов. Тогда, глядишь, и выяснится жизнеспособность и непротиворечивость такой системы Мультиверса…
Приношу сердечную благодарность Ю.А. Лебедеву за обсуждение статьи и помощь в более чёткой формулировке изложенных в ней принципов.



Апрель 2006. Нюрнберг.


Использованная литература.

1. Гуц А.К. Элементы теории времени. Омский государственный университет. 2004 Омск.
2. Иванов Е.М. Онтология субъективности.
3. Лебедев Ю.А., Неоднозначное мироздание. Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил. Кострома, 2000 г. Интернет-копии http://piramyd.express.ru/disput/lebedev/text/titul.htm. и http://www.sciteclibrary.ru/books/text/titul.htm
4. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Москва 1994 Мир
5. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс
6. Лосский Н.О. Физика и метафизика. «Русская мысль» № 1455 за 1959г Париж
7. Эверетт Х. Формулировка квантовой механики через «соотнесённые состояния». Перевод Ю.А. Лебедева http://everettica.org/art/EverPostan.pdf
8. Костерин А.М Размышления о странствиях души. http://filosof.net/disput/kosterin/kosterin.htm
9. Костерин А.М. Размышления об эквивалентности времени и пространства. http://everettica.org/article.php3?ind=16
10. Костерин А.М. Для чего нужно воскрешать отцов. http://everettica.org/article.php3?ind=71
11. Костерин А.М. Что такое умклайдёт? http://everettica.org/article.php3?ind=40
12. Костерин А.М. О гипотезе Тегмарка.

Поступила 02.05.06